среда, 28 сентября 2016 г.

Александр Кабанель, "Федра". Смертельная любовь?


Александр Кабанель (1823-1889) - французский художник, учился в Школе изящных искусств у Франсуа Пико. Был очень успешным учеником и очень популярным художником, отмеченным множеством наград.

Среди его картин - "Федра". Федра - жертва любви: она безумно влюбилась в своего пасынка Ипполита. Чувство было настолько сильным, что оно заставило Федру попуститься супружеским долгом. Ее кормилица, узнав о страсти своей госпожи, предложила приворожить Ипполита. Ипполит отвергает всякие попытки Федры: он все время проводит с Артемидой, вечно юной богиней охоты, плодородия, женского целомудрия (так донесла до нас легенда, а вслед за легендой - древний драматург Еврипид).

 Интрига этого мифа очень сложна: здесь и месть Афродиты за то, что Ипполит напрочь лишен чувства любви к кому бы то ни было, и какие-то три желания Тесея - отца Ипполита, выполнение которых обещано ему Посейдоном, которому Тесей приходится сыном, и сложнейший путь к наказанию ни в чем не повинного Ипполита...

Итак, Федра влюблена. Она не просто влюблена: она заболела. Казалось бы, его - Ипполита - можно заполучить, но нет, он в ужасе убегает, услышав имя той, которая его добивается. И эту весть приносит ей кормилица. Видимо, этот момент и запечатлел художник: Федра в постели с почерневшим лицом, кормилица стоит у нее  в ногах, как бы сострадая ей.



Александр Кабанель, Федра, 1880, 194х286 см, музей Фабра, Монпелье, Франция


Александр Кабанель, Федра, фрагмент "Федра"


 Александр Кабанель, Федра, фрагмент "Кормилица"

Мрачное лицо, мрачные мысли... И это после того, что он для нее был почти богом!

Вот что пишет о ее страстной любви древнегреческий географ Павсаний в "Описании Эллады" (Книга вторая,  XXXII,3):

"По другую сторону участка находится так называемый стадий Ипполита, а за ним храм Афродиты Катаскопии (Подглядывающей), так как оттуда влюбленная в Ипполита Федра смотрела на него, когда он занимался гимнастикой."

На ее лице читается: "Ах, он меня отверг! Я этого так не оставлю!" И она решает умереть, но наказать Ипполита. В предсмертной записке, адресованной мужу, она обвиняет пасынка в том, что он склонял ее к прелюбодеянию и даже пытался добиться ее силой.

Федра заканчивает свою жизнь в петле...

PS Мрачноватая легенда. Кажется, все из мира неуемной фантазии. Но Павсаний рассказывал о том, что видел. Трудно сказать, насколько его рассказы правдивы. Вероятнее всего, что касается физически существующих мест, памятников, святилищ, которые он упоминает, на них можно полагаться. Во всяком случае, именно его трудом пользовался Шлиман при раскопках царских гробниц в Микенах.

Вот еще два фрагмента его труда:

"XXII 1. За храмом Асклепия, если идти этой дорогой в акрополь, встречается храм Фемиды. Перед ним насыпана могила Ипполита. Причиной его кончины, как говорят, было проклятие (отца). Всем, даже варварам, знающим греческий язык, известна любовь к нему Федры и решимость кормилицы, захотевшей услужить ей."

XXII 2.  Когда Тесей задумал жениться на Федре, то, не желая, чтобы в случае, если у него родятся дети, Ипполит был под их властью или чтобы он царствовал вместо них, он отсылает его к Питфею, чтобы тот воспитал его и чтобы он царствовал в Трезене.

В Трезене (город существует до сих пор - Б.Р.) Федра впервые увидала Ипполита и, влюбившись в него, замыслила все то, что привело впоследствии к смерти обоих. У трезенцев есть миртовое дерево, все листья которого по всему дереву имеют дырочки. Говорят, что оно не было таким с самого начала, но что это произошло от того, что Федра, не удовлетворенная в своей любви, проколола их той булавкой, которую она носила в волосах."

PPS Художник обозначил место действия картины - Греция. Об этом говорит меандра, нарисованная на изголовьи кровати.

Комментариев нет:

Отправить комментарий