среда, 21 сентября 2016 г.

Александр Кабанель, "Фамарь". Что с ней происходит?


Кто такая Фамарь? Чем она знаменита? Скорее всего, многие не знают, что ее дальним потомком был Иисус Христос. И если бы не ее изобретательность, возможно, христианство и не состоялось бы.

Иуда, один из братьев, продавших Иосифа в рабство, для своего старшего сына Ира выбрал жену Фамарь. Но Ир вскоре умер (Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.Бытие, 38,7).

В те времена был обычай: если мужчина умирал, а у него были братья, то старший из них брал в жены вдову (неизвестно, действовало ли это правило, если у этого брата уже была жена). И вот папа Иуда велит своему среднему сыну Онану стать мужем Фамари, чтобы она родила детей, но - опять-таки по обычаям того времени - эти дети считались бы детьми первого мужа.
Вот этот вот второй сын не хотел таких детей: Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему.(Бытие, 38, 9) (от этого имени - Онан - происходит термин "онанизм").

Вскоре умирает Онан. Тесть говорит Фамари: "Подрастет младший - будешь ему женой. А пока поживи у родителей".

Фамарь живет у родителей "много времени". Умирает жена Иуды, он становится вдовцом. А Фамарь никак не дождется своего нового мужа, хотя он уже достиг брачного возраста.

И как себя должна чувствовать Фамарь? Она уже женщина, можно сказать, в возрасте: когда она вышла замуж в первый раз, ей было не меньше 12 лет. Допустим, что они прожили пару лет, после чего первый муж умер. Второй в это время достиг брачного возраста, то есть он мог быть младше своей жены на год. 

И он умирает, а она ждет, когда самый младший отпразднует свое тринадцатилетие - возраст вступления в брак. И тогда она будет старше своего мужа как минимум на 3 года. Кроме того, ей ничего более не предлагают, она остается незамужней.

Фамарь решается: она одевается блудницей. И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну (Бытие, 38, 14). Почему именно там? Она знала, что ее свекор пойдет этой дорогой, что он вдовец и наверняка соблазнится.

Так и произошло: он ее увидел и предложил. Она согласилась за плату - за одного барашка. Но барашек далеко и когда это случится - неизвестно, может, вообще не пришлет. Она просит залог, который она вернет при получении барашка. И получает от своего свекра печать, перевязь и трость.

Все произошло, как задумала Фамарь, в итоге она забеременела. А Иуда, вернувшись от своего стада, хотел вернуть залог, но не нашел женщину, с которой он развлекался.

Через три месяца Иуде приносят весть, что невестка беременна. Он в гневе: сжечь!
От смерти Фамарь спас залог, который она показала свекру и который он признал своим.
На этом история Фамари обрывается.


Александр Кабанель, Фамарь, 1875, Musée d'Orsay, Париж, Франция
  
На картине мы видим мужчину как бы в гневе и женщину как бы в полном расстройстве. Это мало похоже на библейскую легенду, но попробуем приблизить картину к повествованию.



Александр Кабанель, Фамарь, фрагмент "Перевязь"

На полу видно нечто вроде пояска с цветными камнями. Может быть, поясок - это перевязь? Тогда очевидно, что эта сцена доказательства, что виновник беременности Фамари - Иуда.
Почему у него такой воинственный жест? Возможно, он дает команду прекратить подготовку с сожжению своей невестки.

А почему Фамарь наполовину обнажена и в такой позе? Наверное, чтобы усилить действие вещественных доказательств: вот она я, ты меня не признаешь? И одновременно - покаяние в содеянном?

Фамарь грешна? Вряд ли. Женщина хотела устроить свою судьбу...





Комментариев нет:

Отправить комментарий