среда, 21 сентября 2016 г.
Александр Кабанель, "Фамарь". Что с ней происходит?
Кто такая Фамарь? Чем она знаменита? Скорее
всего, многие не знают, что ее дальним потомком был Иисус Христос. И если бы не
ее изобретательность, возможно, христианство и не состоялось бы.
Иуда, один из братьев, продавших Иосифа в
рабство, для своего старшего сына Ира выбрал жену Фамарь. Но Ир вскоре умер (Ир, первенец
Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.Бытие, 38,7).
В те времена был обычай: если мужчина умирал,
а у него были братья, то старший из них брал в жены вдову (неизвестно,
действовало ли это правило, если у этого брата уже была жена). И вот папа Иуда
велит своему среднему сыну Онану стать мужем Фамари, чтобы она родила детей, но
- опять-таки по обычаям того времени - эти дети считались бы детьми первого
мужа.
Вот этот вот второй сын не хотел таких детей: Онан знал, что
семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя]
на землю, чтобы не дать семени брату своему.(Бытие, 38, 9) (от этого имени - Онан - происходит термин "онанизм").
Вскоре умирает Онан. Тесть говорит Фамари:
"Подрастет младший - будешь ему женой. А пока поживи у родителей".
Фамарь живет у родителей "много
времени". Умирает жена Иуды, он становится вдовцом. А Фамарь никак не
дождется своего нового мужа, хотя он уже достиг брачного возраста.
И как себя должна чувствовать Фамарь? Она уже
женщина, можно сказать, в возрасте: когда она вышла замуж в первый раз, ей было
не меньше 12 лет. Допустим, что они прожили пару лет, после чего первый муж
умер. Второй в это время достиг брачного возраста, то есть он мог быть младше
своей жены на год.
И он умирает, а она ждет, когда самый младший отпразднует
свое тринадцатилетие - возраст вступления в брак. И тогда она будет старше
своего мужа как минимум на 3 года. Кроме того, ей ничего более не предлагают,
она остается незамужней.
Фамарь решается: она одевается блудницей. И сняла она с
себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у
ворот Енаима, что на дороге в Фамну (Бытие, 38, 14). Почему именно там? Она знала, что ее свекор пойдет этой
дорогой, что он вдовец и наверняка соблазнится.
Так и произошло: он ее увидел и предложил. Она
согласилась за плату - за одного барашка. Но барашек далеко и когда это
случится - неизвестно, может, вообще не пришлет. Она просит залог, который она
вернет при получении барашка. И получает от своего свекра печать, перевязь и
трость.
Все произошло, как задумала Фамарь, в итоге
она забеременела. А Иуда, вернувшись от своего стада, хотел вернуть залог, но
не нашел женщину, с которой он развлекался.
Через три месяца Иуде приносят весть, что
невестка беременна. Он в гневе: сжечь!
От смерти Фамарь спас залог, который она
показала свекру и который он признал своим.
На этом история Фамари обрывается.
Александр
Кабанель, Фамарь, 1875, Musée
d'Orsay, Париж, Франция
На картине мы видим мужчину как бы в гневе и
женщину как бы в полном расстройстве. Это мало похоже на библейскую легенду, но
попробуем приблизить картину к повествованию.
Александр
Кабанель, Фамарь, фрагмент "Перевязь"
На полу видно нечто вроде пояска с цветными
камнями. Может быть, поясок - это перевязь? Тогда очевидно, что эта сцена
доказательства, что виновник беременности Фамари - Иуда.
Почему у него такой воинственный жест?
Возможно, он дает команду прекратить подготовку с сожжению своей невестки.
А почему Фамарь наполовину обнажена и в такой
позе? Наверное, чтобы усилить действие вещественных доказательств: вот она я,
ты меня не признаешь? И одновременно - покаяние в содеянном?
Фамарь грешна? Вряд ли. Женщина хотела
устроить свою судьбу...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий