четверг, 6 октября 2016 г.

Александр Кабанель, "Прощание Эдипа и Иокасты". Что происходит?


Картина Александра Кабанеля называется "Прощание Эдипа с Иокастой". Перед зрителем разворачивается какое-то драматическое событие: в центре - обнимающаяся пара, справа - падающая без сознания молодая женщина, лица у всех расстроенные. Что происходит? Кто эти люди?


                             Александр Кабанель, Эдип прощается с Иокастой, 1843, 
                                   Musee-Comtadin-Duplessis Carpentras, Франция

Надо полагать, что в центре - Эдип, царь Фив. К его груди припала его жена Иокаста. Справа, видимо, его дочери, слева - сын.

Почему они прощаются? Почему столько слез и горя?

История эта началась задолго до рождения Эдипа. Его будущему отцу оракул предсказал смерть от руки сына. Долгое время, опасаясь появления наследника, этот царь воздерживался от зачатия, но однажды хорошенько выпил - и его жена Иокаста родила.

Чтобы избежать предсказанного оракулом, царь велит своим придворным избавить его от сына. Вот как описывает эти события Псевдо-Аполлодор (Мифологическая библиотека, 3,5):
"(7) После гибели Амфиона в Фивах воцарился Лаий. Он женился на дочери Менекея, которую одни называют Иокастой... Несмотря на то, что бог устами оракула запретил Лаию иметь детей, ибо родившийся у него сын станет отцеубийцей, Лаий все же в состоянии опьянения сошелся с женой. Когда родилось дитя, он отдал его пастуху, чтобы тот его выбросил, проколов ему предварительно лодыжки пряжкой."

Изуродованного мальчика нашли, его вырастила царица коринфян. А свое имя - Эдип - он получил от нее из-за распухших ног. Мальчик вырос сильным и любознательным, ему очень хотелось узнать что-нибудь о своих родителях. Как было принято у них, он пошел в Дельфы к оракулу. Тот же автор сообщает нам, что ответ оракула был страшен: не возвращайся на родину, потому что при возвращении ты убьешь своего отца и женишься на своей матери.

Эдип не был лишел логического дара, он рассудил, что его родители те, кто его вырастил, и ушел из Коринфа. 

Далее события развивались так:
"Проезжая на колеснице через область Фокиды, он встретился на узкой дороге с ехавшим на колеснице Лаием (своим отцом - Б.Р.) и Полифонтом, который был глашатаем у Лаия. Полифонт приказал Эдипу уступить ему дорогу, и, так как Эдип, не повинуясь, медлил выполнить приказ, он заколол одного из коней Эдипа. Разгневанный Эдип убил и Полифонта, и Лаия, после чего явился в Фивы." (Псевдо-Аполлодор, Мифологическая библиотека)

Итак, царь Фив - он же отец Эдипа - убит, царский трон свободен, жена царя - она же мать Эдипа - вдова.

В это время на Фивы свалилось несчастье: в горах поселилось чудище, которое задавало жителям Фив загадку. Если они не давали отгадки, чудище пожирало одного из них (видимо, так происходило не каждый день, но довольно часто). Не очень понятно, что гнало фиванцев к этой зловредной твари, но они очень страдали.

Тогдашний правитель Фив (это был царь соседнего государства, который взял на себя правление Фивами после смерти отца Эдипа) объявил, что человеку, который отгадает загадку чудища и избавит Фивы от бедствия, он отдаст царский трон в Фивах и в жены - Иокасту, вдову бывшего царя Фив Лаия.

Эдип отгадал загадку, сел на царский трон и женился на собственной матери. Они родили четверых детей - двух сыновей и двух дочерей.

Тайное каким-то образом стало явным. И здесь легенды разошлись: по одной из них Иокаста повесилась, а Эдип ослепил себя. По другой - Иокаста оставалась в Фивах до тех пор, пока ее сыновья не поубивали друг друга в борьбе за трон.

Видимо, художник принял для картины вторую версию: Иокаста остается в Фивах, но она расстается с Эдипом.

 "Эдип, ослепив сам себя, покинул Фивы, послав проклятие своим детям, которые видели, как его изгоняют из города, но не оказали ему никакой поддержки. Прибыв со своей дочерью Антигоной в Колон, расположенный в Аттике (там находится храм богинь Эвменид), он сел у алтаря, моля о защите, и был радушно принят Тесеем, но недолгое время спустя умер." (Псевдо-Аполлодор, Мифологическая библиотека).

Эдип и Иокаста стали супругами, не ведая своего кровного родства. Тем не менее, Сигизмунд Фрейд ввел в оборот термин "эдипов комплекс": бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола.

Как пишет Википедия, это понятие и в наше время является одним из ключевых в психоаналитической теории.




Комментариев нет:

Отправить комментарий