четверг, 11 февраля 2016 г.
Альберт Анкер, сцены из школьной жизни. А какой должна быть школа?
Альберт Самуэль Анкер (1 апреля 1831
- 16 июля 1910) - швейцарский художник и иллюстратор, которого называли
"Народный художник" за популярные изображения швейцарский деревенской
жизни XIX века.
Его картины - пристрастное
изображение детства. Неисчислимое количество детских лиц смотрит на зрителя с
его полотен: и поодиночке, и парами, и группами. Он не пишет душераздирающих
картин о бедности и нужде, хотя в его произведениях вы не увидите бурной
радости. Обычная жизнь, обычные люди, обычные дети. И такая повседневность
сильнее любого романа, любой повести: она документальна.
"Урок гимнастики в Инсе"*
Школьный двор. Школа - многоэтажное
здание (видны два этажа). Большая
площадка. Дети построены в две шеренги (только мальчики), одна
марширует, другая стоит. На заднем плане видны перекладина, шест и брус.
Похоже, что сейчас - урок военной подготовки.
Альберт Анкер,
Урок гимнастики в Инсе, 1879, 96x147 см, частная коллекция
Альберт Анкер,
Урок гимнастики в Инсе, фрагмент "Гимнастические снаряды"
"Школьный экзамен"
Слева сидят экзаменаторы: кто-то из
сельской управы, коллеги стоящего у доски учителя, кто-то из работников системы
просвещения.
Альберт Анкер,
Школьный экзамен,1862, 103х175 см, частная коллекция
Альберт Анкер,
Школьный экзамен, фрагмент "Экзаменаторы"
На стенах комнаты - карта
Швейцарии и карта мира.
Альберт Анкер,
Школьный экзамен, фрагмент "Карта Швейцарии"
Альберт Анкер,
Школьный экзамен, фрагмент "Карта мира"
Стоящий у доски мальчик (между
прочим, босой) читает текст, который он отслеживает указкой. Рядом с ним стоят
еще четверо. Невозможно воссоздать картину экзамена и понять, что это: проверка
знаний учеников или компетентности учителя.
"Школа на прогулке"
Альберт Анкер,
Школа на прогулке, 1872
Уроки закончились, класс вместе с классной дамой вышел на прогулку.
Идут нестройными рядами, не торопясь. Радость свободы: босоногий мальчик идет
задом наперед и
пританцовывает, и девочка перед ним тоже танцует.
Дети одеты по-разному: кто-то в
обуви, кто-то нет, кто-то с головным убором, кто-то без. Видимо, деревня
небольшая, разновозрастные дети обучаются в одном классе.
"Урок в деревенской школе в
1848 году".
Большая комната с облупившейся
штукатуркой, в классе около 40 детей,
девочки и мальчики учатся вместе. Одежда - кто во что горазд, нет единой формы.
Есть парты, но их на всех нехватает. Учитель (указка в его руке, видимо, служит
орудием воспитания: нет
доски или наглядных пособий, не на что показывать), что-то рассказывает
ученикам.
Альберт Анкер,
Деревенская школа в 1848 году,1896,.104x175 см, Kunstmuseum, Basel, Switzerland
За спиной учителя стоит верстак, на
стенах подвешены столярные инструменты: циркуль, фуганок.
Деревенская
школа в Инсе в 1848 году, фрагмент
"Верстак, циркуль, фуганок"
Учитель говорит, что-то рассказывает, но не всем это
интересно: ученики читают, разговаривают с соседями по парте.
Совсем разбуянившийся поднял руки вверх - не то поет, не то декламирует.
Кажется, поведение учеников за полтораста лет не изменилось. Мало того,
несмотря на огромные усилия педагогов поменять систему образования, она далека
от совершенства.
В свое время швейцарский педагог и
публицист Адольф Ферьер (1879-1960) сказал:
"и сотворили школу так, как повелел им дьявол.
Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах.
Он не может сидеть без движения - его принудили к неподвижности.
Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.
Он любит говорить - ему приказали молчать.
Он стремится понять - ему велели учить наизусть.
Он хотел бы сам искать знания - ему их дают в готовом виде.
И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других
условиях: они научились лгать и притворяться..."
Какой должна быть школа? Нет ответа...
* Инс - городок, в котором жил художник, впервые упоминается в хрониках в
XI веке.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий