вторник, 21 июня 2022 г.

Соколиная охота. Как это было 400 лет тому назад?

Комментариев нет:

В 1620 году Питер Пауль Рубенс написал парадный портрет Алатеи Тальбот – жены Томаса Говарда. Оба – богатейшие аристократы с родословной от 1138 года.



Рубенс. Портрет Алатеи Тальбот. 1620, 259х267 см, Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия

Алатея Тальбот была охотницей, на картине есть собака и сокольничий в специальных перчатках и с соколом на правой руке. Соколиная охота, видимо, доставляла особенное удовольствие:

«Разве не восхитительна смелость такого маленького существа, как сокол, когда он бьет журавля или дикого лебедя! И не видим ли мы, как сокол атакует спереди и сзади поднявшуюся к облакам цаплю; в их борьбе мы теряем их из вида; потом ловчая птица, улучив момент, хватает цаплю за голову, и обе вихрем низвергаются вниз. Что может быть занятнее, чем охотиться на реке с гордым соколом или с двумя?»
Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк, Жизнь и развлечения а средние века



Рубенс, Портрет Алатеи Тальбот, фрагмент «Сокольничий». На руке сокольничего сидит большая пустельга



Большая пустельга

В своем трактате «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами») император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен (ΧIII век) писал: «Соколиная охота есть искусство, а потому других охот благороднее и достойнее» (Википедия)



Страница из средневекового трактата «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами»)

Историки пишут, что это сочинение – «фундаментальное руководство по соколиной охоте с непревзойдёнными орнитологическими наблюдениями».

Голландский художник Кристофель Пирсон в 1660 году написал картину «Ниша со снаряжением для соколиной охоты». В те времена соколиная охота была популярна, а через город Валкенсвард в Северном Брабанте (Нидерланды) пролетали стаи диких соколов. Их отлавливали и приручали - и это занятие (как пишут историки) было основой экономики города.

Картина может быть понята как наглядное пособие соколиному охотнику – художник показал весь инструментарий сокольничего.



Кристофель Пирсон, Ниша со снаряжением для соколиной охоты, 1660, 80х64 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

У Сергея Тимофеевича Аксакова в «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» есть, можно сказать, поэтическое описание всех принадлежностей для соколиной охоты. Соединить это описание с картиной не удалось: разные страны, разные приемы тренировки птиц и охоты. Есть общие предметы: колпачок на голову сокола, ягдташ для подвески добычи, рог для сбора разбежавшихся охотников, колокольчик (подает сигнал соколу – куда ему возвращаться, если он улетел далеко). Слева в картине подвешенные на стене предметы, назначение которых осталось непонятным.

Естественно, птицу надо поймать – иначе тренировать нечего. Для ловли – силки с колышками, клетка со всеми принадлежностями и устройствами для ухода за птицей (лоток с водой, лоток для корма, выдвижной пол для чистки клетки).

Здесь – вещи, назначение которых осталось неясным





Скудные биографические сведения не дают намека на побудительный мотив. Может быть, художник ходил с друзьями на охоту и точно знал что и для чего. Может быть, он не ходил на охоту, но слышал от друзей, что нужно для охоты. И вот это (то, что нужно) он взял на складе гильдии св. Луки в Схидаме - городе, где он работал. Непонятно назначение картины: то ли это пособие для охотника, то ли воспоминание о полученном на охоте удовольствии. В любом случае – картина приводит зрителя в мир развлечений аристократов.
Read More

четверг, 5 мая 2022 г.

Выход из сиротского приюта. Что изобразил художник?

Комментариев нет:



Якоб ван дер Слуйс, Аллегория выхода из приюта, 44х37 см, Исторический музей, Амстердам, Нидерланды

Основным способом изображения аллегории выступает обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, в неживых предметах, которые получают переносное значение.(Википедия)

Картина изображает как бы выход из-под опеки в самостоятельную жизнь. Как художник доносит до зрителя замысел картины?

В правом нижнем углу – коленопрелоненный юноша, почти мальчик. Он аккуратно одет, длинные волнистые волосы спадают на плечи. Его глаза с мольбой обращены на сидящую напротив женщину. Под его левой рукой – кисти, палитра. Рукава подвернуты, за поясом – большая тряпка. За его спиной – стол с книгами и глобусом.



Фрагмент «Кисти, палитра»




Фрагмент «Глобус, книги»

Перед главным героем (надо полагать, что он – сирота, ему предстоит выход в самостоятельную жизнь) на ступеньках какого-то громадного сооружения сидят мужчина и женщина. Скорее всего, это сооружение – католический собор, а мужчина и женщина – святые, покровители сирот.

Поскольку художник воспитывался в сиротском приюте, можно предположить, что юноша – сам художник, а лица святых, к которым он обращается, сходны с лицами его опекунов.

Речь, видимо, идет о выборе жизненного пути. Жест юноши говорит о его предпочтениях, но святая как бы показывает на полный рог изобилия. Вероятно, она предлагает избрать другой род занятий, который сулит достаток (художники далеко не всегда могли хорошо заработать). Пожилой мужчина погружен в раздумье, перед ним раскрытый фолиант, на столе рукопись. Глобус и книги говорят о том, что юноша получил хорошее образование, и святой (по-видимому) полагает, что надо продолжить учебу.




Фрагмент «Святые – покровители сирот: Иво Кермартин, Ядвига Силезская (возможно)»

Еще один фрагмент картины – подлокотник кресла, в котором сидит женщина. Под кистью женщины – голова малыша. Лицо ребенка – безрадостное, недовольное, может быть – даже сердитое. Символично, что голова – под рукой властной женщины, это как бы намек на то, что сиротский приют не дает свободы выражению чувств. В сочетании с рогом изобилия под той же рукой этот фрагмент может быть истолкован так: «Строгое воспитание приведет к благоденствию». С другой стороны: лицо ребенка – как бы воспоминание юноши о не очень приятных годах жизни.

Естесвенно, что аллегория предолагает совмещение того, что в реальности не происходило. Но можно предположить, что юноша приготовился к своим ежедневным занятиям: надел чистую рубашку, чистые нарукавники, подвязал к поясу полотенце (вытирать кисти) – тут ему явились святые покровители приюта. Он смотрит на них с мольбой: еще какое-то время он проведет в приюте, а потом? Он как бы просит совета и благословения, он не очень уверен в правильности своего выбора. Но рог изобилия видится как обещание безбедной жизни...



Фрагмент «Подлокотник»

Автор этой картины – воспитанник сиротского приюта в Лейдене, Нидерланды, несколько его картин до сих пор находятся в приюте.
Read More

четверг, 28 апреля 2022 г.

Тело Гектора. Как оно вернулось в Трою?

Комментариев нет:

Ахилл похоронил своего лучшего друга, соратника Патрокла, воздал ему все посмертные почести: тело сожгли на громадном костре, несгоревшие кости положили в дорогую урну, в честь Патрокла были устроены погребальные игры с большим количеством дорогих наград для победителей.

Все разошлись, народ пошел ужинать и спать.

Но Пелид быстроногий
Плакал, о друге своем вспоминая. Не брал его вовсе
Всех покоряющий сон. На своей он метался постели,
Полный тоски...

Воспоминания не дают ему покоя: он ворочается в постели, встает, идет к морю, бродит до зари, и как только рассветало

Быстро тогда он впрягал в колесницу коней легконогих,
Сзади привязывал Гекторов труп и влачил его трижды
На колеснице блестящей своей вкруг могилы Патрокла.

Это давало ему какое-то успокоение, он ложился отдохнуть. Тело Гектора оставалось в пыли:

Но от всех повреждений
Труп охранял Аполлон, сожалея всем сердцем о муже,
Даже умершем. Всего прикрывал золотой он эгидой,
Чтоб Ахиллес, волоча по земле, не уродовал тела.

Изуверское поведение Ахилла, надругательство над мертвым не оставило богов равнодушными. Они попытались уговорить Гермеса украсть тело, но этому воспротивились Гера и Афина. 

Эти две богини не просто сопротивлялись, им была ненавистна Троя. Причиной этой ненависти - Парис, тот самый Парис, судья в споре Геры, Афины и Афродиты – он должен был решить, кто из них самая прекрасная. 

Парис выбрал Афродиту: она обещала ему любовь самой красивой женщины. Парис из пастухов преобразился в наследника царя Трои – отсюда ненависть богинь:

Им, как и прежде, была ненавистна священная Троя,
Старец Приам и народ за вину Александра, который
Горько обидел богинь, явившихся в дом его сельский,
Ту предпочтя, что его одарила погибельной страстью.

(Александр – второе имя Париса)

Аполлон упрекает богинь в их жестокости, они не отступают. Зевс прекратил споры: похитить тело невозмжно, я пошлю к Ахиллесу его мать, Фетиду. Пусть она уговорит сына принять дары Приама и выдать ему тело.

За Фетидой отправилась Ирида:

В полой пещере застала Фетиду. Морские богини
Тесной толпою ее окружали. Она в середине
Слезы лила о судьбе безупречного сына, который
Должен был далеко от отчизны погибнуть под Троей.

Фетида облачилась в черные одежды (морская нимфа – и одежды? Видимо, не принято было у богов появляться перед Зевсом обнаженными!), поднялась на небо и села рядом с Зевсом. Вседержитель сказал ей, что он гневается на Ахилла, что тело нужно отдать. Любящая мать отправилась к сыну:

В ставку сына пришла своего. В ней Пелида застала,
Тяжко стенавшего.
Близко владычица-мать возле сына скорбящего села,
Гладила тихо рукой, называла, и так говорила:
"Сын дорогой мой! Зачем до сих пор ты, скорбя и тоскуя,
Сердце терзаешь себе? Не думаешь ты ни о пище,
Ни о постели.

Стоит уж
Смерть с могучей судьбою совсем от тебя недалеко.
Слушай меня поскорее. К тебе от Кронида я с вестью.
Боги, велит он сказать, на тебя негодуют; всех больше
Сердится сам он, что, сердцем безумствуя, Гектора тело
Близ кораблей изогнутых ты держишь и выдать не хочешь.
Выдай немедленно, сын мой, и выкуп принять согласися".

Ахилл согласился, Зевс отправил в Трою богиню Ириду:

«Приаму царю передай повеленье,
Чтобы к ахейским пошел кораблям он и выкупил сына»

В доме Приама - траур: вопли и слезы, Приам с головы до ног усыпан пылью. Ирида передала несчастному волю Зевса. Приам начал собираться в стан врага, но его пытается остановить Гекуба – мать Гектора. Ее ненависть к Ахиллу безгранична:

« О, если бы, в печень Пелида
Впившись, могла ее съесть я! Тогда не остался бы сын мой
Неотомщенным!»

Она говорит мужу, что Ахилл может его убить, но Приам решил:

«В стан я иду! И не тщетным останется зевсово слово!
Так и хочу я!.. Пускай Ахиллес умертвит меня тотчас,
Только б мне сына обнять и рыданьями сердце насытить!

Я же
Раньше, чем город увижу разрушенным, в прах обращенным,
Раньше пускай я под землю сойду, в жилище Аида!»

Приам отправился к Ахиллу с богатыми подарками. Ему предстояло пройти через стан ахейцев, и Зевс дал ему в провожатые Гермеса. Старец по пути расспрашивал провожатого о сыне:

«ни псы не терзали, ни птицы его не клевали.
Близ корабля Ахиллеса лежит до сих пор он пред ставкой,
Не изменившись нисколько. Двенадцатый день, как лежит он
Мертвый. Но тело его не гниет, не едят его жадно
Черви, которые павших в сраженьях мужей пожирают».

Путники прибыли к ставке Ахилла, и здесь провожатый признался, что он – бог Гермес, что он был послан Зевсом, что теперь он возвращается к богам. На прощанье он дал Приаму совет:

«охвати Ахиллесу колени руками,
Ради отца умоляй, ради матери пышноволосой,
Ради сына его, чтобы дух взволновать ему в сердце».

Приам прошел к Ахиллу, никем незамеченный, бросился ему в ноги, обнял иго колени с мольбой:

«Сжалься, Пелид, надо мною,

Делаю то я, на что ни один не решился бы смертный:
Руки убийцы моих сыновей я к губам прижимаю!»

Ахилл собственноручно погрузил Гектора на повозку, Приам доставил тело сына в Трою. Ахилл обещал Приаму не начинать бой, пока не кончатся траурные церемонии в Трое. Девять дней троянцы возили дрова для погребального костра.

братья с друзьями
Тщательно белые кости героя средь пепла собрали,
Горько скорбя и со щек обильные слезы роняя.
В ящик потом золотой те кости они положили,
Их покрывши пред тем пурпуровой мягкой одеждой.
Тотчас спустили в могилу глубокую, после того же
Поверху часто камнями огромными плотно устлали.
Сверху насыпали холм.

Напоследок
Снова все собрались и блистательный пир пировали
В доме великом Приама, владыки, вскормленного Зевсом.
Так погребали они конеборного Гектора тело.




Александр Иванов, Приам просит Ахилла выдать ему тело Гектора, 1824, 102х125 см, Третьяковская галерея, Москва, Россия


                                                       

                
Софья Шлиман (жена Генриха Шлимана, раскопавшего Трою) в золотых украшениях из клада Приама, фото 1873 года (подкрашенное)

Read More