вторник, 21 июня 2022 г.

Соколиная охота. Как это было 400 лет тому назад?


В 1620 году Питер Пауль Рубенс написал парадный портрет Алатеи Тальбот – жены Томаса Говарда. Оба – богатейшие аристократы с родословной от 1138 года.



Рубенс. Портрет Алатеи Тальбот. 1620, 259х267 см, Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия

Алатея Тальбот была охотницей, на картине есть собака и сокольничий в специальных перчатках и с соколом на правой руке. Соколиная охота, видимо, доставляла особенное удовольствие:

«Разве не восхитительна смелость такого маленького существа, как сокол, когда он бьет журавля или дикого лебедя! И не видим ли мы, как сокол атакует спереди и сзади поднявшуюся к облакам цаплю; в их борьбе мы теряем их из вида; потом ловчая птица, улучив момент, хватает цаплю за голову, и обе вихрем низвергаются вниз. Что может быть занятнее, чем охотиться на реке с гордым соколом или с двумя?»
Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк, Жизнь и развлечения а средние века



Рубенс, Портрет Алатеи Тальбот, фрагмент «Сокольничий». На руке сокольничего сидит большая пустельга



Большая пустельга

В своем трактате «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами») император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен (ΧIII век) писал: «Соколиная охота есть искусство, а потому других охот благороднее и достойнее» (Википедия)



Страница из средневекового трактата «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами»)

Историки пишут, что это сочинение – «фундаментальное руководство по соколиной охоте с непревзойдёнными орнитологическими наблюдениями».

Голландский художник Кристофель Пирсон в 1660 году написал картину «Ниша со снаряжением для соколиной охоты». В те времена соколиная охота была популярна, а через город Валкенсвард в Северном Брабанте (Нидерланды) пролетали стаи диких соколов. Их отлавливали и приручали - и это занятие (как пишут историки) было основой экономики города.

Картина может быть понята как наглядное пособие соколиному охотнику – художник показал весь инструментарий сокольничего.



Кристофель Пирсон, Ниша со снаряжением для соколиной охоты, 1660, 80х64 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

У Сергея Тимофеевича Аксакова в «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» есть, можно сказать, поэтическое описание всех принадлежностей для соколиной охоты. Соединить это описание с картиной не удалось: разные страны, разные приемы тренировки птиц и охоты. Есть общие предметы: колпачок на голову сокола, ягдташ для подвески добычи, рог для сбора разбежавшихся охотников, колокольчик (подает сигнал соколу – куда ему возвращаться, если он улетел далеко). Слева в картине подвешенные на стене предметы, назначение которых осталось непонятным.

Естественно, птицу надо поймать – иначе тренировать нечего. Для ловли – силки с колышками, клетка со всеми принадлежностями и устройствами для ухода за птицей (лоток с водой, лоток для корма, выдвижной пол для чистки клетки).

Здесь – вещи, назначение которых осталось неясным





Скудные биографические сведения не дают намека на побудительный мотив. Может быть, художник ходил с друзьями на охоту и точно знал что и для чего. Может быть, он не ходил на охоту, но слышал от друзей, что нужно для охоты. И вот это (то, что нужно) он взял на складе гильдии св. Луки в Схидаме - городе, где он работал. Непонятно назначение картины: то ли это пособие для охотника, то ли воспоминание о полученном на охоте удовольствии. В любом случае – картина приводит зрителя в мир развлечений аристократов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий