четверг, 5 мая 2022 г.

Выход из сиротского приюта. Что изобразил художник?




Якоб ван дер Слуйс, Аллегория выхода из приюта, 44х37 см, Исторический музей, Амстердам, Нидерланды

Основным способом изображения аллегории выступает обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, в неживых предметах, которые получают переносное значение.(Википедия)

Картина изображает как бы выход из-под опеки в самостоятельную жизнь. Как художник доносит до зрителя замысел картины?

В правом нижнем углу – коленопрелоненный юноша, почти мальчик. Он аккуратно одет, длинные волнистые волосы спадают на плечи. Его глаза с мольбой обращены на сидящую напротив женщину. Под его левой рукой – кисти, палитра. Рукава подвернуты, за поясом – большая тряпка. За его спиной – стол с книгами и глобусом.



Фрагмент «Кисти, палитра»




Фрагмент «Глобус, книги»

Перед главным героем (надо полагать, что он – сирота, ему предстоит выход в самостоятельную жизнь) на ступеньках какого-то громадного сооружения сидят мужчина и женщина. Скорее всего, это сооружение – католический собор, а мужчина и женщина – святые, покровители сирот.

Поскольку художник воспитывался в сиротском приюте, можно предположить, что юноша – сам художник, а лица святых, к которым он обращается, сходны с лицами его опекунов.

Речь, видимо, идет о выборе жизненного пути. Жест юноши говорит о его предпочтениях, но святая как бы показывает на полный рог изобилия. Вероятно, она предлагает избрать другой род занятий, который сулит достаток (художники далеко не всегда могли хорошо заработать). Пожилой мужчина погружен в раздумье, перед ним раскрытый фолиант, на столе рукопись. Глобус и книги говорят о том, что юноша получил хорошее образование, и святой (по-видимому) полагает, что надо продолжить учебу.




Фрагмент «Святые – покровители сирот: Иво Кермартин, Ядвига Силезская (возможно)»

Еще один фрагмент картины – подлокотник кресла, в котором сидит женщина. Под кистью женщины – голова малыша. Лицо ребенка – безрадостное, недовольное, может быть – даже сердитое. Символично, что голова – под рукой властной женщины, это как бы намек на то, что сиротский приют не дает свободы выражению чувств. В сочетании с рогом изобилия под той же рукой этот фрагмент может быть истолкован так: «Строгое воспитание приведет к благоденствию». С другой стороны: лицо ребенка – как бы воспоминание юноши о не очень приятных годах жизни.

Естесвенно, что аллегория предолагает совмещение того, что в реальности не происходило. Но можно предположить, что юноша приготовился к своим ежедневным занятиям: надел чистую рубашку, чистые нарукавники, подвязал к поясу полотенце (вытирать кисти) – тут ему явились святые покровители приюта. Он смотрит на них с мольбой: еще какое-то время он проведет в приюте, а потом? Он как бы просит совета и благословения, он не очень уверен в правильности своего выбора. Но рог изобилия видится как обещание безбедной жизни...



Фрагмент «Подлокотник»

Автор этой картины – воспитанник сиротского приюта в Лейдене, Нидерланды, несколько его картин до сих пор находятся в приюте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий