среда, 27 апреля 2016 г.

Лотерея. Когда она родилась?

Комментариев нет:

 Корнелис Дюсарт (1660-1704) – нидерландский художник и гравер, ученик Адриана ван Остаде. В 1679 году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза художников). Как и картины Адриана ван Остаде,  картины и гравюры Корнелиса Дюсарта позволяют окунуться в жизнь того времени.


Корнелис Дюсарт, Крупный выигрыш в лотерею, 1694

Корнелис Дюсарт, «Крупный выигрыш в лотерею». Полдень, яркое солнце, хотя и не жарко. Городская улица: видна мощная арка, за ней – острые крыши домов. В двери дома – женщина в радостном удивлении подняла руки, перед ней – длинноволосый ребенок наблюдает за происходящим.

Перед ними разыгрывается спектакль: трубач в широкополой шляпе с пером (довольно упитанный, не сосчитать подбородки) старательно выдувает сигнал «Внимание! Все ко мне!». Трубач послан какой-то солидной организацией: на трубе кисти и нечто вроде штандарта. На переднем плане – чайник и пакет с сургучной печатью в руках остробородого и остроносого персонажа в приплюснутом берете. Видимо, это – посыльный. И предметы в его руках – для женщины.

Правее видны радостные маленькие человечки и лающий (не то от восторга, не то от злости) пес.

Подпись под картиной: «Доставка крупного выигрыша в лотерею». Логично предположить, что крупный выигрыш – не чайник. Чайник – часть выигрыша. А причина радости – в конверте. Скорее всего, там нет денег, там документ, свидетельствующий о выигрыше и позволяющий получить деньги, вероятнее всего, в управлении лотереи.

Зачем так много шума вокруг такого события? Это – рекламная акция, понуждающая население покупать лотерейные билеты в надежде на большой  куш.

Кто это все организовал? Городские власти. Ко времени появления этой гравюры лотерея в привычном для нас виде была известна более двухсот лет. И появилась она благодаря семейству одного из великих художников прошлого Яна ван Эйка (1385-1441).

Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах, учился у своего старшего брата. К сорока годам достиг такого уровня мастерства, что стал придворным художником герцога Бургундского Филиппа III Доброго (добавим – и щедрого, он хорошо платил художнику за труды). Ян благодаря герцогу много путешествовал и очень много писал. Самое крупное его произведение – Гентский алтарь, над которым он трудился 10 лет: несколько ярусов, 24 картины, 258 фигур. Э.Гомбрих в своей «Истории искусства» пишет о Ян ван Эйке: «По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку»


Ван Эйк, портрет работы Лампсониуса

Вдова Яна ван Эйка, отмечая двадцать пятую годовщину со дня его смерти, организовала 24 февраля 1466 года лотерею, в которой мог участвовать каждый, купивший лотерейный билет. Весьма вероятно, что в лотерее были не только денежные выигрыши, но и вещевые (например, произведения художника).

Доход от лотереи был направлен на поддержку малоимущих горожан. («После 1466 года в Бельгии проводились всевозможные лотереи, благодаря которым были построены часовни, богадельни, водные каналы и портовые сооружения» - Википедия)

Лотерея была темой не для одного художника. На множестве картин и гравюр можно увидеть и розыгрыш, и очереди за получением результатов. Но Дюсарт донес до нас сценку (можно сказать – театрализованное представление) доставки домой большого выигрыша.
.



Read More

четверг, 21 апреля 2016 г.

Дюсарт, Рубенс, котелок... Как они связаны?

Комментариев нет:

Корнелис Дюссарт (1660-1704) – нидерландский художник, ученик Адриана ван Остаде. В 1679 году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза художников). После смерти своего учителя завершил незаконченные картины Адриана ван Остаде и его брата Исаака (поэтому иногда можно принять работы Корнелиса за работы Адриана). Корнелис работал как гравер в технике меццотинто. Как и его картины, гравюры изображали сценки с веселящимися крестьянами и горожанами. Как и его картины, гравюры с дотошностью изображают обстановку, в которой действуют персонажи.


Корнелис Дюсарт, Старость, 1680, 25х18 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Гравюра «Старость». Тускло освещенная масляным светильником комната. На стене – картина в рамке: скелет не то с косой, не то с граблями (видимо, это символ бренности земного, «мы все там будем»).

На улице холодно: все персонажи одеты очень тепло, в камине  ярко пылают торфяные брикеты.

 Справа у самого огня – бородач в колпаке. В левой руке – трубка, в правой – ложка, которой он набирает что-то в мисочке. Мисочку держит согнутая в три погибели беззубая старуха. Она опирается на костыль, а в левой руке у нее бутылек (как видно, с чем-то веселящим).

Слева сидит еще один персонаж. Он уже набрался настолько основательно, что не может удержать выпитое.

Трудно сказать, что это за помещение: не то уголок в трактире, не то жилье сидящего у камина. Приятель зашел на огонек, они хорошо выпили. И тут появилась давняя подруга: он спокойно ест из ее посудины, она готова ему налить выпивку.

Она – не бедная, она не нищая: на поясе – ключи, за плечами – кошелек, жилетка с меховой оторочкой, нигде нет ремков. (Лица персонажей абсолютно не вяжутся с бедностью или унынием. Точнее было бы назвать гравюру «Веселящаяся старость»)

Что же это за старое знакомство, если не сказать -  дружба? Может быть, они вместе воевали? Она – маркитантка, он – солдат. Тогда становится понятным присутствие еще одного персонажа – солдатского котелка. Он занимает почти центральное место и выписан настолько детально, что его можно изготовить! (Кстати, он стоит на подогревателе – подставке, в которую ставят плошку с углями. В крышке подставки есть отверстия для прохода тепла. И на ней лежит бумага с табаком, насыпанным для просушки. Стало быть, и в котелке что-то подогревается.)


Корнелис Дюссарт, Старость, фрагмент «Котелок»

Перед нами едва ли не единственное изображение этого атрибута солдатской жизни. И самое интересное: 1680 год, семнадцатый век, а котелок как-будто сошел в картину из инструкции министерства обороны! Конструкция котелка  оказалось настолько гениальной, что до наших дней практически не поменялась.

Неясно, когда родился этот замечательный, можно сказать – универсальный воинский инструмент. Есть одна зацепка, попробуем ее использовать.

Дело в том, что Питер Пауль Рубенс в своем достаточно большом полотне «Возвращение с войны»  (127х163 см), написанном в 1610-1612 годах, очень подробно изобразил армейскую атрибутику и инструменты для ее изготовления. Видимо, непременной принадлежностью армий в его время были предметы   для приготовления пищи: котлы, кастрюли. И среди них есть прямоугольная кастрюля.


Питер Пауль Рубенс, Возвращение с войны, 1610, фрагмент «Прямоугольная кастрюля»

Можно предположить, что это – прототип сегодняшнего котелка. И тогда дата рождения этой «солдатской части тела» определяется временным интервалом от 1610 до 1680 года.


Современный армейский котелок
Read More