четверг, 21 апреля 2016 г.

Дюсарт, Рубенс, котелок... Как они связаны?


Корнелис Дюссарт (1660-1704) – нидерландский художник, ученик Адриана ван Остаде. В 1679 году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза художников). После смерти своего учителя завершил незаконченные картины Адриана ван Остаде и его брата Исаака (поэтому иногда можно принять работы Корнелиса за работы Адриана). Корнелис работал как гравер в технике меццотинто. Как и его картины, гравюры изображали сценки с веселящимися крестьянами и горожанами. Как и его картины, гравюры с дотошностью изображают обстановку, в которой действуют персонажи.


Корнелис Дюсарт, Старость, 1680, 25х18 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Гравюра «Старость». Тускло освещенная масляным светильником комната. На стене – картина в рамке: скелет не то с косой, не то с граблями (видимо, это символ бренности земного, «мы все там будем»).

На улице холодно: все персонажи одеты очень тепло, в камине  ярко пылают торфяные брикеты.

 Справа у самого огня – бородач в колпаке. В левой руке – трубка, в правой – ложка, которой он набирает что-то в мисочке. Мисочку держит согнутая в три погибели беззубая старуха. Она опирается на костыль, а в левой руке у нее бутылек (как видно, с чем-то веселящим).

Слева сидит еще один персонаж. Он уже набрался настолько основательно, что не может удержать выпитое.

Трудно сказать, что это за помещение: не то уголок в трактире, не то жилье сидящего у камина. Приятель зашел на огонек, они хорошо выпили. И тут появилась давняя подруга: он спокойно ест из ее посудины, она готова ему налить выпивку.

Она – не бедная, она не нищая: на поясе – ключи, за плечами – кошелек, жилетка с меховой оторочкой, нигде нет ремков. (Лица персонажей абсолютно не вяжутся с бедностью или унынием. Точнее было бы назвать гравюру «Веселящаяся старость»)

Что же это за старое знакомство, если не сказать -  дружба? Может быть, они вместе воевали? Она – маркитантка, он – солдат. Тогда становится понятным присутствие еще одного персонажа – солдатского котелка. Он занимает почти центральное место и выписан настолько детально, что его можно изготовить! (Кстати, он стоит на подогревателе – подставке, в которую ставят плошку с углями. В крышке подставки есть отверстия для прохода тепла. И на ней лежит бумага с табаком, насыпанным для просушки. Стало быть, и в котелке что-то подогревается.)


Корнелис Дюссарт, Старость, фрагмент «Котелок»

Перед нами едва ли не единственное изображение этого атрибута солдатской жизни. И самое интересное: 1680 год, семнадцатый век, а котелок как-будто сошел в картину из инструкции министерства обороны! Конструкция котелка  оказалось настолько гениальной, что до наших дней практически не поменялась.

Неясно, когда родился этот замечательный, можно сказать – универсальный воинский инструмент. Есть одна зацепка, попробуем ее использовать.

Дело в том, что Питер Пауль Рубенс в своем достаточно большом полотне «Возвращение с войны»  (127х163 см), написанном в 1610-1612 годах, очень подробно изобразил армейскую атрибутику и инструменты для ее изготовления. Видимо, непременной принадлежностью армий в его время были предметы   для приготовления пищи: котлы, кастрюли. И среди них есть прямоугольная кастрюля.


Питер Пауль Рубенс, Возвращение с войны, 1610, фрагмент «Прямоугольная кастрюля»

Можно предположить, что это – прототип сегодняшнего котелка. И тогда дата рождения этой «солдатской части тела» определяется временным интервалом от 1610 до 1680 года.


Современный армейский котелок

Комментариев нет:

Отправить комментарий