четверг, 21 апреля 2016 г.
Дюсарт, Рубенс, котелок... Как они связаны?
Корнелис
Дюссарт (1660-1704) – нидерландский художник, ученик Адриана ван Остаде. В 1679
году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза
художников). После смерти своего учителя завершил незаконченные картины Адриана
ван Остаде и его брата Исаака (поэтому иногда можно принять работы Корнелиса за
работы Адриана). Корнелис работал как гравер в технике меццотинто. Как и его
картины, гравюры изображали сценки с веселящимися крестьянами и горожанами. Как
и его картины, гравюры с дотошностью изображают обстановку, в которой действуют
персонажи.
Корнелис Дюсарт, Старость, 1680, 25х18 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Гравюра
«Старость». Тускло освещенная масляным светильником комната. На стене – картина
в рамке: скелет не то с косой, не то с граблями (видимо, это символ бренности
земного, «мы все там будем»).
На улице
холодно: все персонажи одеты очень тепло, в камине ярко пылают торфяные брикеты.
Справа у самого огня – бородач в колпаке. В
левой руке – трубка, в правой – ложка, которой он набирает что-то в мисочке. Мисочку
держит согнутая в три погибели беззубая старуха. Она опирается на костыль, а в
левой руке у нее бутылек (как видно, с чем-то веселящим).
Слева сидит еще
один персонаж. Он уже набрался настолько основательно, что не может удержать
выпитое.
Трудно сказать,
что это за помещение: не то уголок в трактире, не то жилье сидящего у камина.
Приятель зашел на огонек, они хорошо выпили. И тут появилась давняя подруга: он
спокойно ест из ее посудины, она готова ему налить выпивку.
Она – не
бедная, она не нищая: на поясе – ключи, за плечами – кошелек, жилетка с меховой
оторочкой, нигде нет ремков. (Лица персонажей абсолютно не вяжутся с бедностью
или унынием. Точнее было бы назвать гравюру «Веселящаяся старость»)
Что же это за
старое знакомство, если не сказать -
дружба? Может быть, они вместе воевали? Она – маркитантка, он – солдат.
Тогда становится понятным присутствие еще одного персонажа – солдатского
котелка. Он занимает почти центральное место и выписан настолько детально, что его
можно изготовить! (Кстати, он стоит на подогревателе – подставке, в которую
ставят плошку с углями. В крышке подставки есть отверстия для прохода тепла. И
на ней лежит бумага с табаком, насыпанным для просушки. Стало быть, и в котелке
что-то подогревается.)
Корнелис Дюссарт, Старость, фрагмент «Котелок»
Перед нами едва
ли не единственное изображение этого атрибута солдатской жизни. И самое
интересное: 1680 год, семнадцатый век, а котелок как-будто сошел в картину из
инструкции министерства обороны! Конструкция котелка оказалось настолько гениальной, что до наших
дней практически не поменялась.
Неясно, когда
родился этот замечательный, можно сказать – универсальный воинский инструмент.
Есть одна зацепка, попробуем ее использовать.
Дело в том, что
Питер Пауль Рубенс в своем достаточно большом полотне «Возвращение с войны» (127х163 см), написанном в 1610-1612 годах,
очень подробно изобразил армейскую атрибутику и инструменты для ее
изготовления. Видимо, непременной принадлежностью армий в его время были
предметы для приготовления пищи: котлы,
кастрюли. И среди них есть прямоугольная кастрюля.
Питер Пауль Рубенс, Возвращение с войны, 1610, фрагмент «Прямоугольная
кастрюля»
Можно
предположить, что это – прототип сегодняшнего котелка. И тогда дата рождения
этой «солдатской части тела» определяется временным интервалом от 1610 до 1680
года.
Современный армейский котелок
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий