среда, 27 апреля 2016 г.

Лотерея. Когда она родилась?


 Корнелис Дюсарт (1660-1704) – нидерландский художник и гравер, ученик Адриана ван Остаде. В 1679 году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза художников). Как и картины Адриана ван Остаде,  картины и гравюры Корнелиса Дюсарта позволяют окунуться в жизнь того времени.


Корнелис Дюсарт, Крупный выигрыш в лотерею, 1694

Корнелис Дюсарт, «Крупный выигрыш в лотерею». Полдень, яркое солнце, хотя и не жарко. Городская улица: видна мощная арка, за ней – острые крыши домов. В двери дома – женщина в радостном удивлении подняла руки, перед ней – длинноволосый ребенок наблюдает за происходящим.

Перед ними разыгрывается спектакль: трубач в широкополой шляпе с пером (довольно упитанный, не сосчитать подбородки) старательно выдувает сигнал «Внимание! Все ко мне!». Трубач послан какой-то солидной организацией: на трубе кисти и нечто вроде штандарта. На переднем плане – чайник и пакет с сургучной печатью в руках остробородого и остроносого персонажа в приплюснутом берете. Видимо, это – посыльный. И предметы в его руках – для женщины.

Правее видны радостные маленькие человечки и лающий (не то от восторга, не то от злости) пес.

Подпись под картиной: «Доставка крупного выигрыша в лотерею». Логично предположить, что крупный выигрыш – не чайник. Чайник – часть выигрыша. А причина радости – в конверте. Скорее всего, там нет денег, там документ, свидетельствующий о выигрыше и позволяющий получить деньги, вероятнее всего, в управлении лотереи.

Зачем так много шума вокруг такого события? Это – рекламная акция, понуждающая население покупать лотерейные билеты в надежде на большой  куш.

Кто это все организовал? Городские власти. Ко времени появления этой гравюры лотерея в привычном для нас виде была известна более двухсот лет. И появилась она благодаря семейству одного из великих художников прошлого Яна ван Эйка (1385-1441).

Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах, учился у своего старшего брата. К сорока годам достиг такого уровня мастерства, что стал придворным художником герцога Бургундского Филиппа III Доброго (добавим – и щедрого, он хорошо платил художнику за труды). Ян благодаря герцогу много путешествовал и очень много писал. Самое крупное его произведение – Гентский алтарь, над которым он трудился 10 лет: несколько ярусов, 24 картины, 258 фигур. Э.Гомбрих в своей «Истории искусства» пишет о Ян ван Эйке: «По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку»


Ван Эйк, портрет работы Лампсониуса

Вдова Яна ван Эйка, отмечая двадцать пятую годовщину со дня его смерти, организовала 24 февраля 1466 года лотерею, в которой мог участвовать каждый, купивший лотерейный билет. Весьма вероятно, что в лотерее были не только денежные выигрыши, но и вещевые (например, произведения художника).

Доход от лотереи был направлен на поддержку малоимущих горожан. («После 1466 года в Бельгии проводились всевозможные лотереи, благодаря которым были построены часовни, богадельни, водные каналы и портовые сооружения» - Википедия)

Лотерея была темой не для одного художника. На множестве картин и гравюр можно увидеть и розыгрыш, и очереди за получением результатов. Но Дюсарт донес до нас сценку (можно сказать – театрализованное представление) доставки домой большого выигрыша.
.



Комментариев нет:

Отправить комментарий