пятница, 1 февраля 2019 г.
Альма-Тадема, "Слепой нищий". Почему появилась эта картина?
Английский художник Альма-Тадема сэр Лоуренс
(1836-1912) прославился своими яркими, праздничными картинами, достоверным
воспроизведением деталей античности. Его исторические картины - внимательный,
можно сказать - пронзительный взгляд в прошлое.
Чего он не писал - он не писал бытовые сценки:
ни кухарок, ни гусар, ни кабацкой пьяни. Он - не мастер натюрмортов каких-бы то
ни было видов: цветочных, столовых, "суетных".
У него нет темных картин (за исключением
нескольких исторических с изображением убийств и убийц). Море и солнечный свет
царствуют на большинстве его полотен. И женщины - цветущие, молодые, красивые,
беззаботные (ну, разве что, озабоченные слегка).
Может
быть, это был сознательный выбор популярной тематики. Может быть, это был уход
в воображаемый мир безмятежности, как бы стирающий какие-то тяжелые моменты
прошлого.
В его биографии такие моменты были: смерть
отца, когда ему было всего четыре года, психический и физический срыв в
пятнадцать лет с диагнозом "чахотка", смерть первой жены через 6 лет
после женитьбы, смерть сына от оспы, длившаяся полгода депрессия и болезнь
непонятного происхождения. Никаких следов этих переживаний в его творчестве!
Точнее - почти никаких.
Среди его полотен есть одно, стоящее
особняком. Это "Blind Beggar" (Слепой нищий).
Небольшое, 64х54 сантиметра. Как пишут искусствоведы, это
был первый большой заказ (чей заказ - низвестно, был оговорен сюжет или нет -
неизвестно). 1856 год - год создания картины. Автору двадцать лет. Он учится в мастерской профессора Луиса (Людвига) Ян де
Тайе, который был знатоком классики, в течение трех лет был у него помощником. По тематике, по палитре картина настолько
отличается от всего остального, что невозможно уверенно сказать: "Это
Альма-Тадема!"
Из всех произведений художника, которые
доступны в сети, самое раннее - "Мария Магдалина" - датировано 1854
годом, но по нему невозможно определить, насколько "Слепой нищий" был
близок по стилю раннему Альма-Тадеме.
Художник нарисовал тяжелую для восприятия
сцену: в коляске (тачка, приспособленная для перевозки инвалида) спит босая, с
искореженными подагрой пальцами ног старая женщина, ее голова склонилась набок.
Цвет лица - землистый, она или тяжело больна, или стоит на пороге смерти.
Полуслепой подросток везет тачку от дома к дому, от деревни к деревне, от
города к городу, собирая милостыню. Он постучался в окно, девушка подает ему
несколько монет.
Картина
интересна тем, что она запечатлела во всех деталях прототип инвалидской коляски
и сам по себе исторический факт (в том, что Альма-Тадема это видел -
сомневаться не приходится) - инвалидов при необходимости перевозили в таком "экипаже",
который был доступен практически каждому (какова была необходимость - можно
только строить предположения: сбор милостыни, перемена места жительства,
прогулки).
Альма-Тадема
сэр Лоуренс, Слепой нищий, 1856, 64х54 см, Walters
Art Museum, Мериленд, США
Альма-Тадема
сэр Лоуренс, Слепой нищий, фрагмент "Девушка и нищий"
Альма-Тадема
сэр Лоуренс, Слепой нищий, фрагмент "Тележка"
Альма-Тадема
сэр Лоуренс, Слепой нищий, фрагмент "Ноги старушки"
Альма-Тадема
сэр Лоуренс, Мария Магдалина, 1854, 31х 35 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Почему появилась такая картина? Может быть, "Слепой нищий" - детское воспоминание, может быть -
навязчивый кошмар, страх за будущее.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий