пятница, 1 февраля 2019 г.

Альма-Тадема, "Слепой нищий". Почему появилась эта картина?


Английский художник Альма-Тадема сэр Лоуренс (1836-1912) прославился своими яркими, праздничными картинами, достоверным воспроизведением деталей античности. Его исторические картины - внимательный, можно сказать - пронзительный взгляд в прошлое.

Чего он не писал - он не писал бытовые сценки: ни кухарок, ни гусар, ни кабацкой пьяни. Он - не мастер натюрмортов каких-бы то ни было видов: цветочных, столовых, "суетных".

У него нет темных картин (за исключением нескольких исторических с изображением убийств и убийц). Море и солнечный свет царствуют на большинстве его полотен. И женщины - цветущие, молодые, красивые, беззаботные (ну, разве что, озабоченные слегка).

 Может быть, это был сознательный выбор популярной тематики. Может быть, это был уход в воображаемый мир безмятежности, как бы стирающий какие-то тяжелые моменты прошлого.

В его биографии такие моменты были: смерть отца, когда ему было всего четыре года, психический и физический срыв в пятнадцать лет с диагнозом "чахотка", смерть первой жены через 6 лет после женитьбы, смерть сына от оспы, длившаяся полгода депрессия и болезнь непонятного происхождения. Никаких следов этих переживаний в его творчестве! Точнее - почти никаких.

Среди его полотен есть одно, стоящее особняком. Это "Blind Beggar" (Слепой нищий). 

Небольшое, 64х54 сантиметра. Как пишут искусствоведы, это был первый большой заказ (чей заказ - низвестно, был оговорен сюжет или нет - неизвестно). 1856 год - год создания картины. Автору двадцать лет. Он учится в мастерской профессора Луиса (Людвига) Ян де Тайе, который был знатоком классики, в течение трех лет был у него помощником. По тематике, по палитре картина настолько отличается от всего остального, что невозможно уверенно сказать: "Это Альма-Тадема!"

Из всех произведений художника, которые доступны в сети, самое раннее - "Мария Магдалина" - датировано 1854 годом, но по нему невозможно определить, насколько "Слепой нищий" был близок по стилю раннему Альма-Тадеме.

Художник нарисовал тяжелую для восприятия сцену: в коляске (тачка, приспособленная для перевозки инвалида) спит босая, с искореженными подагрой пальцами ног старая женщина, ее голова склонилась набок. Цвет лица - землистый, она или тяжело больна, или стоит на пороге смерти. Полуслепой подросток везет тачку от дома к дому, от деревни к деревне, от города к городу, собирая милостыню. Он постучался в окно, девушка подает ему несколько монет.

 Картина интересна тем, что она запечатлела во всех деталях прототип инвалидской коляски и сам по себе исторический факт (в том, что Альма-Тадема это видел - сомневаться не приходится) - инвалидов при необходимости перевозили в таком "экипаже", который был доступен практически каждому (какова была необходимость - можно только строить предположения: сбор милостыни, перемена места жительства, прогулки).


Альма-Тадема сэр Лоуренс, Слепой нищий, 1856, 64х54 см, Walters Art Museum, Мериленд, США



Альма-Тадема сэр Лоуренс, Слепой нищий, фрагмент "Девушка и нищий"



Альма-Тадема сэр Лоуренс, Слепой нищий, фрагмент "Тележка"


Альма-Тадема сэр Лоуренс, Слепой нищий, фрагмент "Ноги старушки"


Альма-Тадема сэр Лоуренс, Мария Магдалина, 1854, 31х 35 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Почему появилась такая картина?  Может быть, "Слепой нищий"  - детское воспоминание, может быть - навязчивый кошмар, страх за будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий