среда, 6 февраля 2019 г.

Альма - Тадема сэр Лоуренс. Почему он возвращался в термы?


У английского художника Альма-Тадемы сэра Лоуренса (1836-1912) есть несколько картин, которые можно назвать банными. И хотя они образуют как бы единую серию, художник писал их почти всю жизнь, уходя от темы и возвращаясь к ней. Что его так притягивало в банных делах?

Видимо, на художника огромное впечатление произвели римские бани (в Италии он бывал дважды - в 1863 и в 1883 годах). И даже не те, которые он мог посетить, будучи в Италии, а те, от которых остались только руины. Если читателю посчастливится побывать в Риме и подняться на Палатинский холм, он сможет увидеть развалины терм Каракаллы, вторых по величине бань древнего Рима. В течение пяти лет их строили два императора: начинал Септимиус Северус, закончил Каракалла.


Развалины терм Каракаллы в Риме, Италия




Альма-Тадема сэр Лоуренс, Каракалла, 1902 частная коллекция

На картине "Каракалла", написанной в 1902 году, показано посещение императором банного комплекса (слева на втором плане - бассейн). Женщины усыпают его путь лепестками роз, а прямо перед зрителем - управляющий банями (скорее всего), который приветствует своего господина поднятой вверх левой рукой.


Альма-Тадема сэр Лоуренс, Термы Каракаллы, 1899, 152x95 см, частная коллекция

Гигантское сооружение занимало площадь размером 412 метров на 393 метра. Сложнейшее устройство обеспечивало подогрев воды и помещений, в состав комплекса входили гимнастические залы и две библиотеки (одна - только для латинских книг, другая - для греческих). Естественно, были бассейны для плавания и собственно помещения для мытья. Вода в плавательном бассейне (над ним не было крыши) подогревалась лучами солнца, отраженными от расположенных по периметру зеркал.

 А сколько там было скульптур и мозаик - сейчас невозможно представить это во всей полноте. Библиотеки размещались в экседрах, а внутренняя стена использовалась для магазинчиков (что в них продавали - точно неизвестно, но можно думать, что это банные принадлежности,  еда и напитки).


Альма-Тадема сэр Лоуренс, Скребки и мочалки, 1879, 32х14 см, частная коллекция


Альма-Тадема сэр Лоуренс, Экседра,1869 год, частная коллекция

Вероятно, самой тяжелой задачей для художника была передача обустройства банных помещений. Во времена его путешествия по Италии от древних бань оставались только развалины. Видимо, поэтому картины не появились сразу вслед за его возвращением в Бельгию. В 1869 году Альма-Тадема обосновывается в Англии. Весьма вероятно, что он познакомился с остатками древнеримских бань в Англии и использовал свои впечатления в написанных позднее картинах.


Общий вид римской бани в английском городе Bath


Как пишут историки живописи, достоверность картин Альма-Тадемы невозможно было оспорить, потому что детали быта (одежда и прочее) он зарисовывал с экспонатов в Лувре и затем очень скрупулезно воспроизводил их на своих полотнах, а архитектуру в его картинах просто не с чем было сравнить.


Альма-Тадема сэр Лоуренс, Купальня, 1876, частная коллекция


Альма-Тадема сэр Лоуренс, Банщик, 1877, частная коллекция


Альма-Тадема сэр Лоуренс, В тепидарии, 1881, 24x33 см, The Lady Lever Art Gallery, Port Sunlight, Англия



Альма-Тадема сэр Лоуренс, Аподитериум, 1886, частная коллекция



Альма-Тадема сэр Лоуренс, Фригидарий, 1890, 45х60 см, частная коллекция


Альма-Тадема сэр Лоуренс, Любимая игра 1909 66х45 см Галерея Тэйт, Лондон, Англия



Пояснение терминов:
- экседра - полукруглая глубокая ниша,
- тепидарий - теплое сухое помещение для разогрева тела с использованием воздуха с температурой 40-45 градусов Цельсия
- фригидарий - помещение для охлаждения, в нем находился бассейн с холодной водой,
- аподитериум - предбанник.

Надо полагать, что у художника был двойной интерес в такого рода картинах: с одной стороны - показать прелесть молодого женского тела, с другой - попытаться изобразить это в роскошной обстановке ушедших императорских времен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий