среда, 12 мая 2021 г.

Ахелой. Как закончилась его любовная история?



Любовь правит миром. Это утверждение справедливо и для людей, и для богов. Как сказал Ларошфуко (герцог и по совместительству философ), «любовь - в конечном счете - это стремление обладать любимым предметом». Далеко не всегда стремление заканчивается успехом. О таком случае рассказывает Овидий в восьмой книге «Метаморфоз».

Тезей, часть выполнив подвигов славных,
Шел в Эрехтеев предел, в твердыню Тритониды Девы.

Тезейгерой, победитель многих чудовищ, Эрехтеев пределобласть в Греции, в которой царствовал Эрехтей, твердыню Тритониды Девы - город Афины, Тритонида Девабогиня Афина.

Итак, Тезей шел в Афины, но разлившийся из-за дождей поток (в котором обитал речной бог Ахелой) преградил ему путь. И Ахелой предлагает Тезею:

"Взойди под кров мой, - сказал он, -
О Кекропид! Себя не вручай увлекающим волнам.
Крепкие бревна нести приобыкли они иль, бушуя,
С грохотом камни крутить; я видел: прибрежные хлевы
Бурный уносит поток, и нет уже проку коровам
В том, что могучи они, ни коням, - что бегают быстро.
Ярый поток, наводнясь из-за таянья снега, немало
В водовороте своем утопил молодого народу.
Лучше тебе отдохнуть до поры, когда возвратится
В русло река и опять заструит неглубокие воды".

Приглашение было принято. Хозяин ввел гостей в свой дом, построенный из туфа и пемзы, отделанный раковинами. Тезей и его спутники расположились за столом:

с обнаженными стопами нимфы
Разные яства несут. Когда угощенья убрали,
Стали в сосуды вино разливать.
И герой знаменитый,
Взором окинув простор перед ними лежащего моря,
"Что там за место? - спросил и перстом указал, - как зовется
Этот вон остров, скажи...

Ахелой поведал историю этих островов. Когда-то их не было. А случилось так, что речные нимфы, эти милые создания не почтили его своими жертвами. Ахелоя это очень расстроило, возмутило, разозлило:

Воды я вздул и несусь, я сроду таким полноводным
Не был. Ужасен равно и волной, и душевным порывом,
Мчался, леса от лесов, брега от брегов отделяя.
Вместе с землею и нимф, наконец-то меня вспомянувших,
Вплоть я до моря довлек. Тут море и я совокупно
Землю сплошную, разъяв, на столько частей разделили,
Сколько сейчас посредине воды Эхинад созерцаешь.

Эхинадыострова, сейчас посредине воды, Эхинад созерцаешьвидишь острова.

Ахелой рассказывает о трагедии, которая случилась по его вине:

Деву избрав, у нее я похитил девичью невинность.
А Гипподаму отцу нестерпимо то было, и в море
Дочь он столкнул со скалы, в утробе носившую чадо.

Ахелой не дал ей утонуть, он умолил морского владыку Нептуна, пощадить несчастную:

Плывшую я подхватил и сказал: "О держатель трезубца,
Царство зыбей получивший в удел ближайшее к небу,
Где нам скончанье, куда мы сбегаем, священные реки, -
Встань и молящему мне, Нептун, снисходительно внемли!

Нептун откликнулся на мольбу:

Кивнул головою
Царь морской и потряс ему подчиненные воды.
Затрепетала она - но плыла.

Однако нимфа не избежала трагического конца:

"Меж тем у плывущей
Трогал я грудь, - она под рукою, волнуясь, дрожала.
Но, обнимая ее, вдруг чувствую: отвердевает
Тело, и девушки грудь земляным покрывается слоем.
Я говорю, - а земля облекает плывущие члены:
Тело, свой вид изменив, разрастается в остров тяжелый".

Таков конец любовной истории Ахелоя: он получил желаемое, он обнимает нимфу, но нимфа никогда его не обнимет...



Рубенс, Пир Ахелоя, 1615, 108х164 см, Метрополитенмузей, Нью-Йорк, США


Рубенс, Пир Ахелоя, фрагмент «Раковины на потолке пещеры»


Рубенс, Пир Ахелоя, фрагмент «Ахелой»


Рубенс, Пир Ахелоя, фрагмент «Тезей»


Рубенс, Пир Ахелоя, фрагмент «Нимфы накрывают стол»


Комментариев нет:

Отправить комментарий