пятница, 10 июля 2015 г.

Герард Терборх. Любовные страсти. Серия вторая. Драматичная.


«Лютнистка». Комната с небольшой шпалерой на стене, стол с точеными ножками покрыт бархатной скатертью.

Молодая блондинка сидит за столом, на нем лежат нотные тетради: одна большая, другая поменьше. В руках блондинки – лютня с чуть ли не с тридцатью струнами.


Герард Терборх, Лютнистка, 1667, Staatliche Museen, Кассель, Германия

Взгляд блондинки устремлен куда-то поверх нот и стола, вдаль, видимо, к двери. Она только что успела взять аккорд, как тут кто-то пришел.

Визит не был неожиданностью: она завита, аккуратно причесана, красиво одета. На ней – жакетка с оторочкой рукавов и подола, блестящее платье до пола, в волосах – красные ленточки и темно-коричневый бант.


Герард Терборх, Лютнистка, фрагмент


Герард Терборх, Лютнистка, фрагмент «Ноты»

 «Лютнистка играет для двух мужчин». Девушка в золотистой жакетке с лютней в руках сидит перед нотами, лежащими на столе. У  стенки – кровать под балдахином, на столе – подсвечник.

За столом сидит довольно упитанный мужчина с длинными кучерявыми волосами, в шляпе, с перевязью. У него в руках – нотная тетрадь, он как бы дирижирует.


Герард Терборх, Лютнистка играет для двух мужчин, 1667, 68х67 см, National Gallery, Лондон, Англия

Рядом с ним стоит другой кавалер, в плаще и шляпе. Он с какой-то иронией смотрит на своего товарища.

Девушка как бы в недоумении, она не знает, чего добивается ее гость.


Герард Терборх, Лютнистка играет для двух мужчин, фрагмент

За ее стулом – маленькая собачка, поджала хвост (от страха?).


Герард Терборх, Лютнистка играет для двух мужчин, фрагмент

«Концерт». Девушка держит в руках лютню и показывает что-то в нотной тетради юноше, который сидит напротив нее. У него длинные, ниже плеч вьющиеся рыжеватые волосы, в руках – другая нотная тетрадь.


Герард Терборх, Концерт, 1675, 58х47 см, Художественный музей, Цинциннати, Огайо, США

Рядом с ним – молодой человек в шляпе, в черном одеянии с белым галстуком, на поясе видна рукоятка  кинжала.

Оба музыканта сидят за столом, за ними видна полуоткрытая дверь, на стене висит картина с каким-то морским пейзажем.

Она как бы погружена в музыку, он пристально смотрит на нее  с таким выражением, как будто ему до музыки нет никакого дела.


Герард Терборх, Концерт, фрагмент

«Письмо». Кровать под балдахином, покрытый скатертью стол. На столе – чернильница с пером, под которой лежит сложенное письмо, свеча в подсвечнике, ожерелье.

Две женщины и мужчина. Женщины:  одна - хозяйка, другая – служанка. Служанка   убирает со стола позолоченные кувшин и блюдо.


Герард Терборх, Письмо, 56х46 см, Alte Pinakothek, Мюнхен, Германия

Хозяйка повернулась лицом к гостю. Ее руки почти скрещены на груди, она закрыта, она не хочет разговаривать, она не хочет брать письмо, которое ей протягивает мужчина.

Служанка смотрит на хозяйку с некоторым недоумением: мол, что это ты  так?

Письмо принес мушкетер, совсем мальчик: за спиной мушкет, на ногах – ботфорты. На левом ботфорте есть шпора, на правом – нет. Вероятно, потерял, когда скакал к даме с письмом. У него – поза просителя, мол, возьми, пожалуйста!

А она – нет, не возьму, мне это не надо!

И собачка тоже против посетителя: присела, сейчас обгавкает.

«Офицер предлагает девушке деньги». Фон – большой камин, кровать под балдахином. Накрытый скатертью стол, на столе – виноград, персики. У стола  сидят девушка и довольно зрелый мужчина (лет 40-45). 


Герард Терборх, Офицер предлагает деньги девушке, 1662,  67x55 см, Лувр, Париж, Франция

Он – военный, на нем кираса, шпага (уткнулась в пол), ботфорты со шпорами. У нее в руках – рюмка и графин. У него в левой руке – пустой кошелек, деньги из которого – в правой руке (по цвету и размеру – золотые монеты). Он их протягивает девушке. Видимо, это плата за предстоящее удовольствие.


Герард Терборх, Офицер предлагает деньги девушке, фрагмент

Она смотрит на свечение монет, потупилась, смутилась до легкого румянца.  Согласится ли она? Несомненно! Их колени соприкасаются, еще минута, еще бокал вина...

Примечания.

1.       Искусствоведы пишут, что автор почти никогда не датировал свои картины. Поэтому пытаться расположить его произведения в хронологической последовательности совершенно не имеет смысла (датировка дана искусствоведами).


2.     Невозможно однозначно утверждать, что на всех этих картинах одни и те же персонажи. Может быть, и в жизни они были различные. Но, на мой взгляд, есть какая-то логика в серии этих картин. И она связана с судьбой женщин, которые были знакомы художнику (и, вероятно, небезразличны).

Комментариев нет:

Отправить комментарий