четверг, 5 ноября 2020 г.
Дедалион. Почему он превратился в ястреба?
Жажда любви... «А кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня» - обычные жалобы девушек. Но вот приходит если не любовь, то любовные страсти. Влюбленные добиваются своей цели: соединяются с предметом своих вожделений. Результат – детки. И очень хорошие детки. Предмет гордости матери. К чему приводит безмерная гордость – рассказывает Овидий в одиннадцатой книге «Метаморфоз».
Ахилл, сын Пелея и Фетиды, скитаясь по миру, попадает в царство Кеика, который как раз в это время оплакивал кончину своего брата Дедалиона:
Был он жесток и свиреп на войне, в бой вечно он рвался,
Дедалионом был зван; у нас с ним общий родитель,
Что вызывает зарю и с неба последним уходит
(родитель,Что вызывает зарю и с неба последним уходит – Геспер, утренняя звезда)
Дочь он Хиону родил. Женихов она тысячи дивным
Видом своим привлекла, как четырнадцать лет ей минуло.
Случилось так, что два бога – Аполлон и Гермес (Майей рожденный), оба враз увидели девушку и оба враз к ней воспылали. И оба добились желаемого:
Гермес
не в силах терпеть - и тростью, сон наводящей,
Девьих касается уст: та спит под могучим касаньем.
Силою взял ее бог
Аполлон не торопится:
упованья любви Аполлон отлагает до ночи.
Его терпение привело к исполнению желания (правда, для того, чтобы беспрепятственно проникнуть в девичью спальню, пришлось обратиться в старуху)
Ночь в небе рассыпала звезды.
Образ старухи приняв, и Феб достигает блаженства.
Пришло время, родились два мальчика, один от Аполлона, другой – от Гермеса. Первый был «на всякие ловок проделки», вероятно, был фокусником. Другой – «знаменитый игрой на кифаре и пеньем».
Славные были детки! И мать уж так ими возгордилась: и хорошие они, и пригожие, и отцы у них не из деревни – боги! (Кто ей сообщил об отцах ее детей – неизвестно: свидетелей не было. Можно предположить, что сами боги-насильники это сделали, но с какой целью?) Да и у нее самой отец – силач и внук Зевса!
Случилось так, что где-то в разговорах она непочтительно отозвалась о Диане:
И лютым
Гневом исполнилась та.
И не помедлила: лук напрягла, стрелу наложила
На тетиву и, стрельнув, пронизала язык виноватый.
Антонио Темпеста, Смерть Хионы от стрелы Дианы, 1606, 10х12 см, Метрополитенмузей, Нью-Йорк, США.
Итальянский художник Антонио Темпеста в своей гравюре к «Метаморфозам» Овидия отразил события мифа о Дедалионе. Слева у края рисунка с луком в руке – Аполлон, который ждет наступления ночи,чтобы беспрепятственно соединиться с Хионой. Чуть правее – над телом спящей девушки согнулся Гермес: он только что усыпил Хиону. В правом углу лежит мертвая Хиона, возле нее – ее дети. Наверху в облаках – Диана, она только что выпустила из лука смертельную стрелу.
Никола Пуссен, Смерть Хионы, 1622, 110х160 см, мухей изящных искусств, Лион, Франция
Парящая в воздухе Диана выпустила стрелу, стрела видна в горле Хионы. Рядом – ее несчастный отец Дедалион и дети.
Скорбь Дедалиона, ее отца была безмерной, он хотел сгореть на погребальном костре дочери:
Сетуя, горько стонал он о гибели дочери милой.
В час, как сжигали ее, четырежды он устремлялся
Ринуться в самый костер...
Видимо, он лишился рассудка, потому что пустился в бега от кострища. Бежал без цели, через леса, ущелья, горы. Оказался на Парнасе – обители богов - и бросился вниз со скалы:
Аполлона тронула жалость,
Как увидал он, что Дедалион с утеса низвергся:
В птицу его превратил; поддержал, окрыливши внезапно.
Дал ему загнутый клюв, крючковатые дал ему когти.
Птица, в которую превратился Дедалион, унаследовала его мощь и злобность:
Был он жесток и свиреп на войне, в бой вечно он рвался.
Он стал ястребом...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий