четверг, 7 декабря 2017 г.

Жан-Леон Жером, художник. Можно ему верить?

Начнем с картины, которая называется «Петушиный бой».


Жан-Леон Жером, Петушиный бой, 1846, 143х204 см, Музей д’Орсе, Париж, Франция

«Петушиный бой». Эта картина, написанная в возрасте 22 лет (художник жил с 1824 по 1904 год),  была выставлена в Салоне 1847 года и получила медаль третьего класса.

Где-то на скалистом берегу моря, в каком-то поместьи, возле мраморного постамента с оградкой два молодых человека, он и она, практически без одежды. Она полулежит, облокотившись на оградку, он перед ней, присел на одно колено.

Они смотрят  на бой петухов. Черный петух подскочил, он атакует. А рыжий – присел, как бы отбивается. Мальчик  искренне увлечен борьбой, поддразнивает проигрывающего. А девочка смотрит на это с каким-то сожалением. Не то о петушиной драке, не то о том, что упускает ее мальчик.

Можно ли верить такой картине, можно ли поверить в то, что такое возможно? Может быть, это у них, там принято: разнагишаться и смотреть петушиный бой. А так – не верится!

«Муфтий читает молитвенник». Старик с роскошной бородой, в отороченном черным мехом одеянии , с книгой в руках сидит в украшенном инкрустацией резном кабинете. Лицо сосредоточенное, похоже, что губы шевелятся, проговаривая текст. Может быть, он готовится к проповеди, в книге закладка, которую он вот-вот откроет.


Жан-Леон Жером, Муфтий с молитвенником,1990, 55х74, частная коллекция


Жан-Леон Жером, Египетская водоноска, 1882, 46х38 см,  Музей им. Иоанна Павла Второго, Варшава, Польша

«Египетская водоноска». Большой  белый платок или накидка, синее платье с блестящими вставками на плечах . В руках – глиняный кувшин с крышкой и ручкой. Нестарое лицо, скорее всего – незамужняя. Настороженный, если не сказать – враждебный взгляд. Никаких украшений, кроме сережек, никаких специальных эффектов – портрет, что называется, с улицы.


Жан-Леон Жером, «Вид Каира»  70х130 см, частная коллекция

«Вид Каира» . Мечеть, минарет, на втором плане – купол мечети, справа – жилые дома. На минарете один зубец отпал (след обстрела?). На домах под окнами и вместо них выступы (по виду – деревянные) – смотровые комнаты для обитательниц дома. В этих выступах есть застекленные окошечки, через которые разрешалось наблюдать за происходящим на улице.   
Деталь на здании, стоящем за минаретом – наверху зубцы в виде креста. Это крест коптов – египетских христиан. Скорее всего, это была коптская церковь, которую либо закрыли, либо переделали в мечеть. А рядом пристроили минарет.

На площади перед домами – небольшая толпа. На переднем плане стоит верблюд, его погонщик движется в направлении толпы. В толпе – двое на ишаках, из окна второго этажа высовывается голова любопытного. Вероятно, какой-то имущественный спор. А над минаретом – стайка голубей.


Жан-Леон Жером, Молитва в пустыне, 1864, частная коллекция

 «Молитва в пустыне». Албанец расстелил молитвенный коврик, снял обувь, воткнул копье в песок. Пистолет и сабля остались за поясом. Он стоит лицом в сторону Мекки и произносит послеполуденную молитву. (Это может быть вторая молитва Зухр или третья молитва Аср, Зухр заканчивается, а Аср начинается, когда длина тени предмета равна длине самого предмета – Википедия). Его конь жует какую-то травку, из-за холма поднимается еще один всадник, вероятно, тоже будет молиться. На горизонте – желтые горы, из которых длинной лентой вытягивается караван.


Жан-Леон Жером, Албанец в Каире, частная коллекция

«Албанец в Каире». Молодой с закрученными вверх усами человек. Он с мушкетом на плече, с саблей наперевес, с двумя гончими на сворке позирует в каком-то переулке Каира. На нем – национальный костюм албанцев: юбка, жилет, широкий пояс, роскошный тюрбан, чувяки.


Жан-Леон Жером, Стена Плача в Иерусалиме, 1880, Музей Израиля, Иерусалим, Израиль

 «Стена Плача в Иерусалиме». Стена из огромных блоков, из щелей прорастает трава. Лицом к стене – верующий еврей в шляпе, с пейсами и бородой. Он пришел издалека, его палка с котомкой – в стороне. С чем он пришел к своему Богу? О чем он просит?


Жан-Леон Жером, Свидание, вид с улицы, 55x32 см, Saint Louis Art Museum, Миссури, США

«Свидание. Вид с улицы». Главное действующее лицо – верблюд. Он украшен очень богато. Рядом – погонщик, держит поводок (чтобы не дергался). Наверху, в седле – пылающий запретной страстью молодой человек в чалме, с бородой и усами. Он говорит со своей милой через решетку малюсенького окна. На лице милой читается вопрос: «А что ты мне обещаешь?»


Жан-Леон Жером, Свидание, вид изнутри дома, 55x32 см, Saint Louis Art Museum, Миссури, США

«Свидание. Вид изнутри дома». Дом очень состоятельного человека: высокие потолки, полуколонны у арочного входа, лепнина над дверями, ковры, изразцы на стенах, дорогая посуда стоит в нишах стен.

Девушка в богатом наряде стоит на спине своей чернокожей рабыни: окно очень высоко, под потолком. И еще надо приподняться на цыпочках, чтобы удобно разговаривать. Кто она хозяину – жена или дочка? Можно только гадать. Судя по тому, как она одета, она ждала свидания,  она готова его принять, осталось уточнить некоторые детали о вознаграждении.
Теперь видно его лицо. Оно как бы говорит: «Ну, что ты такая упрямая? Что ты переживаешь? Получишь все, что захочешь!»

Автор этих картин Жан-Леон Жером (1824-1904) жил и творил в Париже, путешествовал по Италии и Востоку (Турция, Палестина, Египет). Очень плодовит, очень известен. Множество его полотен посвящено Востоку.

Детальное изображение персонажей – академическая школа! – делает его картины как бы документами того времени. Доказательством дотошности Жерома служит фотография албанца.
Можно ли верить художнику? В той части его творчества, которая посвящена Востоку и где он мог видеть зафиксированное в полотнах, - безусловно.  Что касается гаремных сцен, которых у него предостаточно, - верьте, если  вам так хочется.


Албанец, фото, конец 19 века

Комментариев нет:

Отправить комментарий