четверг, 7 декабря 2017 г.
Жан-Леон Жером, художник. Можно ему верить?
Начнем
с картины, которая называется «Петушиный бой».
Жан-Леон Жером, Петушиный бой, 1846,
143х204 см, Музей д’Орсе, Париж, Франция
«Петушиный
бой». Эта картина, написанная в возрасте 22 лет (художник жил с 1824 по 1904
год), была выставлена в Салоне 1847 года
и получила медаль третьего класса.
Где-то
на скалистом берегу моря, в каком-то поместьи, возле мраморного постамента с
оградкой два молодых человека, он и она, практически без одежды. Она полулежит,
облокотившись на оградку, он перед ней, присел на одно колено.
Они смотрят на бой петухов. Черный петух подскочил, он
атакует. А рыжий – присел, как бы отбивается. Мальчик искренне увлечен борьбой, поддразнивает
проигрывающего. А девочка смотрит на это с каким-то сожалением. Не то о
петушиной драке, не то о том, что упускает ее мальчик.
Можно
ли верить такой картине, можно ли поверить в то, что такое возможно? Может
быть, это у них, там принято: разнагишаться и смотреть петушиный бой. А так –
не верится!
«Муфтий
читает молитвенник». Старик с роскошной бородой, в отороченном черным мехом
одеянии , с книгой в руках сидит в украшенном инкрустацией резном кабинете. Лицо
сосредоточенное, похоже, что губы шевелятся, проговаривая текст. Может быть, он
готовится к проповеди, в книге закладка, которую он вот-вот откроет.
Жан-Леон Жером, Муфтий с
молитвенником,1990, 55х74, частная коллекция
Жан-Леон Жером, Египетская водоноска,
1882, 46х38 см, Музей им. Иоанна Павла
Второго, Варшава, Польша
«Египетская
водоноска». Большой белый платок или
накидка, синее платье с блестящими вставками на плечах . В руках – глиняный
кувшин с крышкой и ручкой. Нестарое лицо, скорее всего – незамужняя.
Настороженный, если не сказать – враждебный взгляд. Никаких украшений, кроме
сережек, никаких специальных эффектов – портрет, что называется, с улицы.
Жан-Леон Жером, «Вид Каира» 70х130 см, частная коллекция
«Вид
Каира» . Мечеть, минарет, на втором плане – купол мечети, справа – жилые дома.
На минарете один зубец отпал (след обстрела?). На домах под окнами и вместо них
выступы (по виду – деревянные) – смотровые комнаты для обитательниц дома. В
этих выступах есть застекленные окошечки, через которые разрешалось наблюдать
за происходящим на улице.
Деталь
на здании, стоящем за минаретом – наверху зубцы в виде креста. Это крест коптов
– египетских христиан. Скорее всего, это была коптская церковь, которую либо
закрыли, либо переделали в мечеть. А рядом пристроили минарет.
На
площади перед домами – небольшая толпа. На переднем плане стоит верблюд, его
погонщик движется в направлении толпы. В толпе – двое на ишаках, из окна
второго этажа высовывается голова любопытного. Вероятно, какой-то имущественный
спор. А над минаретом – стайка голубей.
Жан-Леон Жером, Молитва в пустыне,
1864, частная коллекция
«Молитва в пустыне». Албанец расстелил
молитвенный коврик, снял обувь, воткнул копье в песок. Пистолет и сабля
остались за поясом. Он стоит лицом в сторону Мекки и произносит послеполуденную
молитву. (Это может быть вторая молитва Зухр или третья молитва Аср, Зухр
заканчивается, а Аср начинается, когда длина тени предмета равна длине самого
предмета – Википедия). Его конь жует какую-то травку, из-за холма поднимается
еще один всадник, вероятно, тоже будет молиться. На горизонте – желтые горы, из
которых длинной лентой вытягивается караван.
Жан-Леон Жером, Албанец в Каире, частная
коллекция
«Албанец
в Каире». Молодой с закрученными вверх усами человек. Он с мушкетом на плече, с
саблей наперевес, с двумя гончими на сворке позирует в каком-то переулке Каира.
На нем – национальный костюм албанцев: юбка, жилет, широкий пояс, роскошный
тюрбан, чувяки.
Жан-Леон Жером, Стена Плача в
Иерусалиме, 1880, Музей Израиля, Иерусалим, Израиль
«Стена Плача в Иерусалиме». Стена из огромных блоков,
из щелей прорастает трава. Лицом к стене – верующий еврей в шляпе, с пейсами и
бородой. Он пришел издалека, его палка с котомкой – в стороне. С чем он пришел
к своему Богу? О чем он просит?
Жан-Леон Жером, Свидание, вид с улицы,
55x32 см, Saint Louis Art Museum, Миссури, США
«Свидание.
Вид с улицы». Главное действующее лицо – верблюд. Он украшен очень богато.
Рядом – погонщик, держит поводок (чтобы не дергался). Наверху, в седле –
пылающий запретной страстью молодой человек в чалме, с бородой и усами. Он
говорит со своей милой через решетку малюсенького окна. На лице милой читается
вопрос: «А что ты мне обещаешь?»
Жан-Леон Жером, Свидание, вид изнутри
дома, 55x32 см, Saint Louis Art Museum, Миссури, США
«Свидание.
Вид изнутри дома». Дом очень состоятельного человека: высокие потолки, полуколонны
у арочного входа, лепнина над дверями, ковры, изразцы на стенах, дорогая посуда
стоит в нишах стен.
Девушка
в богатом наряде стоит на спине своей чернокожей рабыни: окно очень высоко, под
потолком. И еще надо приподняться на цыпочках, чтобы удобно разговаривать. Кто
она хозяину – жена или дочка? Можно только гадать. Судя по тому, как она одета,
она ждала свидания, она готова его
принять, осталось уточнить некоторые детали о вознаграждении.
Теперь
видно его лицо. Оно как бы говорит: «Ну, что ты такая упрямая? Что ты
переживаешь? Получишь все, что захочешь!»
Автор
этих картин Жан-Леон Жером (1824-1904) жил и творил в Париже, путешествовал по
Италии и Востоку (Турция, Палестина, Египет). Очень плодовит, очень известен.
Множество его полотен посвящено Востоку.
Детальное
изображение персонажей – академическая школа! – делает его картины как бы
документами того времени. Доказательством дотошности Жерома служит фотография
албанца.
Можно
ли верить художнику? В той части его творчества, которая посвящена Востоку и
где он мог видеть зафиксированное в полотнах, - безусловно. Что касается гаремных сцен, которых у него
предостаточно, - верьте, если вам так
хочется.
Албанец, фото, конец 19 века
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий