понедельник, 2 ноября 2020 г.
Орфей. Как он соединился с Эвридикой?
Орфей, сын Аполлона и музы Каллиопы полюбил Эвридику, женился на ней, но его постигло несчастье: ее укусила змея, она умерла. Орфей спустился в подземное царство и упросил богов отпустить Эвридику. Он уже отправился с ней в дорогу в живой мир, но не выполнил условие: не оглядывться. В результате Эвридика осталась в царстве мертвых.
Орфей вернулся к живым, но его песни стали невероятно грустными. О том, что случилось после этого с Орфеем, рассказывает Овидий в одиннадцатой книге «Метаморфоз».
Очарованные пением Орфея, за ним идут леса, животные, скалы:
леса и диких животных и скалы,
Пенью идущие вслед, ведет песнопевец фракийский...
Якоб Хофнагель, Звери, очарованные игрой Орфея, 1613, 167х211 см, библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, США
На звуки песен приходит толпа пьяных вакханок, которым не нравятся мелодии Орфея:
Видят, как с песнями он согласует звенящие струны...
Они вдруг решили, что Орфей их презирает, и начали его преследовать, бросать в него свои посохи (тирсы):
И между ними одна, с волосами, взвитыми ветром, -
"Вон он, - сказала, - вон он, - презирающий нас!" - и метнула
В полные звуков уста певца Аполлонова тирсом...
Вслед за тирсами (ритуальные посохи вакханок) полетели камни. Крики вакханок, какофония флейт, треск тимпанов заглушили голос Орфея:
Все бы удары могло отвести его пенье; но зычных
Шум голосов и звук изогнутых флейт берекинтскнх,
Плеск ладоней, тимпан и вакхических возгласов вопли
Струн заглушили игру...
Безумная толпа бежит в соседнее поле, на котором крестьяне обрабатывают землю, забирают у них мотыги, грабли и с ними бегут расправляться с Орфеем:
Женщин завидев толпу, убегают они, побросали
В страхе орудья труда - кругом пораскиданы в поле,
Где бороздник, где мотыга лежит, где тяжелые грабли, -
Буйной достались толпе! В неистовстве те обломали
Даже рога у волов, - и бегут погубить песнопевца.
Французский художник Эмиль Леви изобразил избиение Орфея: одна вакханка стоит над ним с поднятым тирсом , другая склонилась над поверженным Орфеем и замахнулась на него серпом, еще одна пытается пальцами порвать ему шею.
Эмиль Леви, Смерть Орфея, 1866, 206х133, музей дОрсе, Париж, Франция
Эмиль Леви, Смерть Орфея, фрагмент «Вакханки»
Орфея забили до смерти. Тень Орфея спускается под землю.
Ян Брейгель Старший, Орфей в аду играет для Плутона и Прозерпины, 1594, 27х36 см, Палаццо Питти, Флоренция, Италия
На картине фламандского художника Яна Брейгеля Старшего зритель видит Орфея с арфой перед властителями царства мертвых Плутоном и Прозерпиной. Сегодня невозможно сказать, был ли это первый визит Орфея, когда он спустился за Эвридикой, или второй, когда в подземное царство ушла его душа.
В полях, где приют благочестных,
Он Эвридику нашел и желанную принял в объятья.
Там по простору они то рядом гуляют друг с другом,
То он за нею идет, иногда впереди выступает, -
И, не страшась, за собой созерцает Орфей Эвридику.
(Почему на картине Яна Брейгеля подземный мир вовсе не кажется «приютом благочестных»? Вероятно, потому что в представлении художника в подземном мире нет райских уголков.)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий