понедельник, 19 октября 2020 г.

Ложь во спасение. Всегда ли нужна правда?


А кто не врёт? Найдется ли один человек во всем мире, который ни разу не соврал? Вряд ли. Ложь сопровождает человека, можно предположить, с начала его существования как вида. Естественно, что все сказки, все мифы – затейливое переплетение правды и лжи. Несомненно, что чаще всего ложь преследует корыстные цели. Но иногда случается то, что называется «ложью во спасение». Такой случай описывает Овидий в девятой книге «Метаморфоз».

Жил да был на острове Крит простой человек по имени Лигд с женой Телетузой. Ничем не выделялся: ни богатством, ни благородством (надо полагать – происхождением), проще сказать – бедняк. Детей у него не было, здоровьем он похвастаться не мог. Судя по всему, супруги были довольно пожилыми, и детей у них не было. И вдруг жена забеременела. Подошел срок родить, и этот благочестивый человек говорит жене:

«Если ребенка родишь мне женского пола, хоть против
Воли, но все ж прикажу: - прости, благочестье! - пусть гибнет!»


Вся благочестивая предыдущая жизнь побоку: муж просит жену умертвить ребенка! Жена взмолилась, но он остался непреклонным! Тяжелейшая ноша! Как быть? Что делать? Лишить ребенка жизни – ей это просто не под силу! Кто ей пришел на помощь- египетские боги, они пришли к ней во сне:

Анубис, что лает по-песьи,
Апис, с окраской двойной, Бубастида святая и
Озирис
Вместе с ползучей змеей, смертоносного полною яда.
Они сказали, что не надо ничего бояться, надо обмануть мужа!



Криспин ван де Пассе Младший, Исида приходит во сне к Телетузе, 1636, 16х22 см, государственная академия изобразительных искусств, Амстердам, Нидерланды 

Телетуза родила девочку, муж при родах не присутствовал, младенца на руки не брал, а мать отдала дочь кормилице. Ребенка называют Ифис. Его одевают девочкой, благо лицо остается нежным.

«Мальчика был на ребенке наряд, а лицо - безразлично,
Девочки было б оно или мальчика - было прекрасно.»


Время бежит, мальчику пошел тринадцатый год. Отец ему уже и невесту подобрал. И случилось так, что дети полюбили друг друга.

Невеста несчастна, она чувствует какую-то несправедливость в том, что происходит:

«коровы коров и кобылы кобыл не желают,
Любят бараны овец, и олень за подругою ходит;
Тот же союз и у птиц; не бывало вовек у животных
Так, чтобы самка у них запылала желанием к самке».


А мать жениха Телетуза под разными предлогами откладывает свадьбу:

«То на притворный недуг ссылается; то ей приметы
Доводом служат, то сны»


Все мыслимые и немыслимые предлоги кончились! Завтра свадьба! Завтра откроется обман! Что будет с дочкой? Что будет с ней самой?

«Телетуза
С дочки своей и с себя головные срывает повязки
И, распустив волоса, обнимает алтарь, - "О Изида, -
Чьи Паретоний, Фарос и поля Мареотики, - молит, -
Вместе с великим, на семь рукавов разделяемым Нилом!»


Она обращается ко всем богам Египта:

«Если она родилась, если я не стыдилась обмана, -
Твой то совет, поощренье твое! Над обеими сжалься,
Помощью нас поддержи!" - слова тут сменились слезами».


И тут ей почудилось, что алтарь заколебался!

«Врата задрожали у храма; зарделись
Лунным сияньем рога; зазвучали гремящие систры»


(Систры – трещотки)



Николас де Леней по рисунку Жан-Мишеля Моро, Молитва о превращении Ифиса в мальчика у алтаря Исиды, до 1792 года, Франция 

Телетуза вышла из храма, а за ней – ее сын, Ифис, который начал меняться на ходу: походка, черты лица, телосложение.

Волшебная сказка, волшебный конец: девочка стала мальчиком, любящие соединились, мать была счастлива. Материнский грех не был раскрыт, ложь спасла жизнь, избавила мать от детоубийства, осчастливила новобрачных...

Так ложь во спасение: плохо или хорошо?

Комментариев нет:

Отправить комментарий