четверг, 31 октября 2019 г.

Жан Оноре Фрагонар, «Задвижка». Любовь или насилие?


Жан Оноре Фрагонар – мастер любовных, а иногда и скабрезных, сценок. Обычно они игривы, относительно легки, воспринимаются без особых раздумий насчет сюжета и героев. Но вот это полотно, кажется, выходит за рамки обычного флирта.


Жан Оноре Фрагонар, Задвижка, 1776, 71х92 см, Лувр, Париж, Франция 

Двое в комнате, он и она. Он почти раздет, она почти одета. Что происходит? И где происходит?

Слева у обреза картины – опрокинутый стул. Справа, почти в углу, - какой-то предмет, напоминающий украшение. За громадной красной занавеской – смятая кровать.


Жан Оноре Фрагонар, Задвижка, фрагмент «Украшение» 

У двери молодой человек в нижнем белье правой рукой пытается закрыть задвижку, левой крепко прижимает к себе девушку. Девушка яростно сопротивляется, ее правая рука отворачивает лицо домогателя.


Жан Оноре Фрагонар, Задвижка, фрагмент «Сопротивление» 

Комната небогатая: простейшая дверь, убранства практически никакого (яркокрасная занавеска – только для того, чтобы подчеркнуть тревожность момента).

Так кто они – герои картины? Можно предположить, что она – не прислуга (на ней – богатое платье), скорее – приживалка или компаньонка. Он – скорее всего, сын хозяина дома. Может быть, это кто-то из обслуги.

Как он проник к ней в комнату? Видимо, знал, что она вот-вот должна вернуться к себе. Может быть, комната была открыта, может быть, он сделал к ней ключ. Похоже, что он только ждал момента, когда она войдет, и настроился взять ее внезапной атакой.

Она, похоже, совершенно не готова к такому повороту. Ее ожесточенное сопротивление говорит о том, что она его не хочет, он ей сейчас не нужен. Что было до того – неизвестно, может быть, были какие-то намеки на сближение, но сейчас...

В итоге – перед нами сцена насилия. Вероятнее всего, он своего добьется. А что делать ей? Смириться? Ждать очередного насилия? А потом родить нежеланного ребенка? Или заявить на него в полицию и добиться осуждения?

Уголовное законодательство с древних времен предусматривает наказание за насилие, но жертва должна кричать, она должна быть услышана, а те, кто слышал ее крики, должны об этом свидетельствовать в суде. Скорее всего, в этом случае доказать вину насильника будет почти невозможно: дверь закрыта, криков никто не услышит.

А может быть, дело обстоит несколько иначе? Главная героиня романа французского писателя Шодерло де Лакло «Опасные связи» (роман был опубликован в 1782 году) маркиза де Мертей рассказывает своему сообщнику и любовнику, как ей удалось унизить одного из поклонников. Чтобы было ясно до конца: маркиза – непревзойденная развратница, ее сообщник виконт де Вальмон – ей под пару.

Она назначает свидание, ждет свою жертву «в легком ночном туалете», открывает ему дверь: «Я была побеждена, совсем побеждена, не успела и слова сказать, чтобы остановить его и защититься. Затем он пожелал устроиться более удобным и подходящим к случаю образом. Он проклинал, свое одеяние, которое, как он уверял, отдаляло его от меня.»

И в этот момент она начинает звонить в колокольчик, являются слуги, которые с позором выдворяют полураздетого кавалера. На следующий день история получает огласку, репутация бравого бабника опорочена.

На картине Фрагонара ситуация полна драматизма. Но вариант такого развития событий не исключен. Картина появилась за шесть лет до публикации романа. Кто знает, может быть, романист видел картину, и она была для него толчком? Хотя автор пишет в предисловии, что переписка (роман в письмах) подлинная.

Женщина рвется из объятий, мужчина пытается добиться своего. Скорее всего – добьется...

Комментариев нет:

Отправить комментарий