четверг, 13 декабря 2018 г.
Рождение ребенка. Как это было в семнадцатом веке?
Альма-Тадема
сэр Лоуренс в 1868 году на Салоне мастеров в Амстердаме представил картину
«Воскресное утро няни» (A nurse Sunday morning), за которую был удостоен звания кавалера ордена Нидерландского
льва.
Орден Нидерландского льва
Затемненная
комната. У раскрытого окна стоит женщина с ребенком на руках. Рядом с ней сидит
другая. Она читает большую и толстую книгу. Солнце освещает обеих – прямые лучи
падают на няню, а отраженный от книги свет – на читательницу.
Дом,
судя по всему, небогатый: дощатые полы. Читательница одета как монашка. Может
быть, что это кто-то из приходской церкви пришел навестить и няню, и младенца.
Зачем? Проверить, как обихожен ребенок. Может быть, это помещение – родильная комната
в ведении приходской церкви. И гостья – как проверяющая от попечительского
совета при церкви.
Визит
некороткий, видимо, есть о чем поговорить. И гостья ищет в книге подходящие к
моменту рекомендации. Расположилась она удобно, под ногами – грелка с тлеющими
углями.
Кто
мать ребенка: та, что нянчится, или кто-то другой. Вопрос не праздный, если
взглянуть еще на одну картину сэра Лоуренса: «Родильная комната».
.
Альма-Тадема сэр Лоуренс, Воскресное утро няни, 40х33 см,
галерея Тейт, Лондон, Англия
Альма-Тадема сэр Лоуренс, Воскресное утро няни, фрагмент
«Подогреватель для ног»
Альма-Тадема сэр Лоуренс, Родильная комната, семнадцатый век,
1868, 49x65 см, Victoria
and
Albert
Museum, Англия
Похоже, что это – та же комната: разница в виде за
окном. Та же няня (только что платье другое), но обстановка слегка изменилась.
Слева появилась кровать под балдахином, на которой лежит одетая в белое
женщина, скорее всего – роженица. Возле кровати сидит посетительница, может
быть, это – сиделка, может быть, повитуха, пришедшая навестить свою пациентку.
Название картины наводит на мысль о том, что в те
времена (семнадцатый век) уже существовали специальные комнаты для приема
родов, как бы родильные отделения. Как
пишут историки, они были в ведении приходских церквей. Более того, процесс
подготовки к родам был подробно описан в наставлениях, которые передавались от
повитухи к повитухе:
«родовспоможение в семнадцатом веке было
только женским делом...муж вызывал или привозил повитуху, после чего его выгоняли
из комнаты, где повитуха принимала роды, а вся подготовка,
собственно роды и последующий уход
ложились на акушерку, родственников роженицы,
соседей и друзей.
По прибытии
(иногда верхом на лошади) повитуха надевала свежий фартук, проверяла «наличие
детской кроватки или люльки и подходит ли она по высоте, конверт для младенца и
т.д. – чтобы все было под рукой. Если у будущей матери нехватало простыней или
каких-то постельных принадлежностей, повитуха давала недостающее из своих
запасов. Комната должна была быть затемненной и теплой, роженицу следовало
потеплее укрыть.
В руководстве для повитух от 1680 года, написанное автором,
который про себя написал, что она мать повитухи (вероятно, и она сама была
повитухой), говорится, что только что приехавшая повитуха должна «посмотреть,
что кровать вполне подходит для роженицы, чтобы для нее был небольшой халат и
жакет и другое необходимое белье».
В 1649 году ответственные за бедных (которые
назначались в соответствии с законом о бедности; судя по всему, английский закон,
обязывающий приходские церкви надзирать за состоянием бедняков, был принят в
1552 году – Б.Р.) в приходе церкви Сант Олаф Джеври оплатили подушку, конверт, жакет
и белье, «необходимое для бедной женщины, которая была доставлена в дом
приходской повитухи»».
Сэр Лоуренс,
вероятнее всего, никогда не видел сам процесс родов. Если бы это произошло, нет
сомнения, что он написал бы картину. Вместо него это делали другие, возможно, в
силу своих желаний помочь и женщинам, и повитухам принимать роды. Одна из таких
картинок показывает, очевидно, тяжеловатый случай: мужчина держит роженицу, а
женщины принимают ребенка.
19 век. Прием родов
На вооружении
повитух был специальный стульчик:
Средневековый стульчик для роженицы
И есть
картинка, как он применялся:
Применение стульчика для роженицы
Один из
вопросов, который возникает при знакомстве с историей картины: за что автор
получил такой высокий орден? Искусствоведы пишут, что одна из причин – тема,
которая вполне соответствовала голландским вкусам того времени. Можно добавить,
что немалую роль в присуждении этой награды сыграло мастерство художника:
картина выполнена в лучших традициях нидерландской живописи. А для нас эти
полотна – как иллюстрация развития родовспоможения...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий