четверг, 6 сентября 2018 г.

Адриан ван Остаде, кабацкие сцены. Веселье дошло до... ?





Адриан ван Остаде, Выпивоха, 47х40 см, 1665, 
 Frans Hals Museum, Хаарлем, Нидерланды

«Выпивоха».  
Обстановка – убогая и грязноватая: пол выстлан каменными плитами, чуть поодаль на полу лежат доски (возможно, они закрывают провал).

На заднем плане – прилавок, за которым стоит  женщина с коромысловыми весами. Перед прилавком – двое, они слушают шарманщика, стоящего в дверном проеме. Рядом с шарманщиком – любопытные детишки.

Что это за заведение? Табачная лавка, в которой можно и выпить?

Весьма пожилой аккуратно одетый человек сидит на точеном стуле (только для почетных гостей!) с рюмкой в руке и смотрит на зрителя, не то поднимая рюмочку в его честь, не то предлагая выпить вместе. Перед ним на низкой грубо сколоченной скамеечке – кувшин типа чайника с носиком и крышкой с крепким зельем, трубка, горшок с табаком. На листе бумаги – кучка табака.

Это место поспокойнее, чем кабак с его буйными посетителями. А тихий выпивоха не нуждается в компании.  Трубка и кувшин - достаточно для отдохновения.


Адриан ван Остаде, Крестьяне в кабачке, 1661, 37х47 см,  
 Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

 «Крестьяне в кабачке». 
Слева у окна – птичья клетка, на полке у камина – что-то напоминающее книги. На полу справа  – ложка, какой-то бачок, на нем – глиняный горшок, тряпка. На  трехногом кресле – подушка, обшитая цветистой тканью.

У выхода расположилась компания: кто-то курит, кто-то пьет.

На переднем плане - трое мужчин и женщина, с ними ребенок. Ребенок сидит перед трехногой табуреткой, ест из горшка, а пес ждет, когда и ему перепадет  что-нибудь.

Взрослые расположились кружком у растопленного камина, один из них стоит спиной к огню. В его левой руке трубка, в правой - кувшин.  Перед ним на полу стоит еще один кувшин, с крышкой и носиком. Дама внушительных размеров в красной кофте сидит, развалившись: видимо, она уже пригубила, ей хорошо!

Семья  отдыхает от повседневных забот...


Адриан ван Остаде, Крестьянские танцы в кабачке, 44х60 см, 1659,  
Saint Louis Art Museum, Сент Луис, Миссури, США

«Крестьянские танцы в кабачке».  Высокое помещение, арочный выход на улицу, справа – камин, лестница на второй этаж. Пол – земляной, местами выстлан досками.

На каминной полке и над шкафом – расписные тарелки. Тарелки – китайские (фарфора еще не было, расписной фаянс еще не производили). На шкафу – букет цветов. Рядом с цветочной вазой – как бы натюрморт: полстакана вина, блюдо с ветчиной.

На полу валяются карты. На кувшине, что слева на переднем плане – рисунок, смутно напоминающий журавлей. Над каминной полкой – штырь, как будто наклеенный на стену. Это – рычаг заслонки, закрывающей тягу в камине.

На лестнице, ведущей на второй этаж – активный болельщик с трубкой и зрительница. На заднем плане видна танцующая пара, левее – скрипач наигрывает плясовую (интересно было бы услышать эту музыку).

Слева – мужская фигура, не то поднимающаяся со скамьи, не то пытающаяся улечься. В партере справа  – сгорбленные дед с бабкой, перед ними на полу – малыш. У них – задумчивое выражение лиц. Чей ребенок? Может быть, родителей уже нет в живых, их унесла чума?

Справа – дама с кавалером, который держит ее за талию. Такое впечатление, что он приглашает ее потанцевать, а она слегка сопротивляется (наверное, согласится). Перед ними в желтой курточке, в шляпе с пером и с кувшином в руке сидит их развеселый собеседник.

В центре – мужичок рвется танцевать, а его сзади удерживает партнерша. Он настроен решительно, но с кем он оторвет танец? Неужто он хочет пригласить скромницу с белым воротником? Может быть, поэтому партнерша не дает ему свободу?

Веселье только начинается...


Адриан ван Остаде, Весельчаки в кабачке, 1674, Art Institute of Chicago, Чикаго, США

 «Весельчаки в кабачке».  Большой дом: широкая входная дверь в арочном проеме, окно с витражом, высокие потолки. Справа – лестница на второй этаж. Около стены – шкаф, на котором стоят какие-то корзины. За шкафом – дерево, видимо, в кадке. Что на нем растет – непонятно.

На земляном полу – доски (не тонкие, приблизительно 25 мм толщиной), видимо, уложенные специально для танцев.

Слева мальчик играет с собакой, девочка – с куклой, позади танцора развалившийся на стуле мужичок готов отхлебнуть из литрового кувшина, на заднем плане другой питух держит в правой руке кушин, в левой – стакан, из которого пьет.

Справа – столик, на котором стоит скрипач (постановка правой руки показана художником очень точно). Правее – аккуратно одетая пара, видимо, из местной «аристократии». Он ее приобнял, у нее в руке полный стакан вина. Это – явно не супруги.

В центре – кавалер с дамой. Дама – в ослепительно белом чепчике, на ней черная жилетка, кофта, из-под которой выглядывает белая рубашки, фартук серого оттенка и длинная, почти до пола черная юбка. Возраст – ближе к пятидесяти. Ее кавалер выделывает какое-то па. Он – в ударе, даже чувяки сбросил (справа). Шляпа в руке, синеватая курточка, белая рубашка (из-под курточки проглядывает воротник).

Он не смотрит на партнершу, он поглощен танцем, старается показаться публике  хорошим танцором. Она смотрит на него с иронией: «Чего ты воображаешь?»

На трехногом стуле с красной подушечкой сидит полупьяный человек в красном берете. Перед ним – жбан. Он буквально вперился взглядом куда-то в ноги танцора и подался вперед в ожидании чего-то необычного.  Уж не художник ли это? Может, он тоже пришел выпить и потанцевать ? А может, он сейчас набирается впечатлений?


Адриан ван Остаде, Веселящиеся крестьяне, 42х59 см,  Norton Simon Museum, Пассадена, Калифорния, США

«Веселящиеся крестьяне». Обстановка – не то сарай, не то какой-то полуразвалившийся дом. У собравшейся компании – никакого намека на интеллигентность.

Слева сзади – упившийся в красной куртке и зеленых штанах уткнулся куда-то и, видимо, спит.  Справа в глубине – обнимающаяся пара и кто-то колдует у камина.

За бочкой, которая служит столом, сидит мадам с полной кружкой, как бы собираясь чокнуться и выпить. Рядом с ней - девочка, она снизу смотрит на стоящего рядом мужичка, который внимательно следит за происходящим. Ему весело, ей тоже.

На переднем плане – представление под названием «Легкий деревенский флирт»: она уже не в состоянии сидеть, развалилась на полу.  Ее ухажер с красным носом и хитрющим выражением лица запустил ей руку под фартук. Но она еще «блюдет честь», сопротивляется, держит его за чуб, хотя, кажется, что это домогательство ей доставляет удовольствие: ее рот расплылся в широчайшей улыбке...

Еще не все выпито, веселье продолжается...

Комментариев нет:

Отправить комментарий