четверг, 6 сентября 2018 г.
Адриан ван Остаде, кабацкие сцены. Веселье дошло до... ?
Адриан ван Остаде, Выпивоха, 47х40 см, 1665,
Frans
Hals Museum, Хаарлем, Нидерланды
«Выпивоха».
Обстановка – убогая и грязноватая: пол выстлан каменными плитами, чуть
поодаль на полу лежат доски (возможно, они закрывают провал).
На заднем плане – прилавок, за которым стоит женщина с коромысловыми весами. Перед
прилавком – двое, они слушают шарманщика, стоящего в дверном проеме. Рядом с
шарманщиком – любопытные детишки.
Что это за заведение? Табачная лавка, в
которой можно и выпить?
Весьма пожилой аккуратно одетый человек сидит
на точеном стуле (только для почетных гостей!) с рюмкой в руке и смотрит на
зрителя, не то поднимая рюмочку в его честь, не то предлагая выпить вместе.
Перед ним на низкой грубо сколоченной скамеечке – кувшин типа чайника с носиком
и крышкой с крепким зельем, трубка, горшок с табаком. На листе бумаги – кучка
табака.
Это место поспокойнее, чем кабак с его буйными
посетителями. А тихий выпивоха не нуждается в компании. Трубка и кувшин - достаточно для отдохновения.
Адриан ван Остаде, Крестьяне в кабачке, 1661,
37х47 см,
Rijksmuseum,
Амстердам, Нидерланды
«Крестьяне
в кабачке».
Слева у окна – птичья клетка, на полке у камина – что-то
напоминающее книги. На полу справа –
ложка, какой-то бачок, на нем – глиняный горшок, тряпка. На трехногом кресле – подушка, обшитая цветистой
тканью.
У выхода расположилась компания: кто-то курит,
кто-то пьет.
На переднем плане - трое мужчин и женщина, с
ними ребенок. Ребенок сидит перед трехногой табуреткой, ест из горшка, а пес ждет,
когда и ему перепадет что-нибудь.
Взрослые расположились кружком у растопленного
камина, один из них стоит спиной к огню. В его левой руке трубка, в правой - кувшин.
Перед ним на полу стоит еще один кувшин,
с крышкой и носиком. Дама внушительных размеров в красной кофте сидит,
развалившись: видимо, она уже пригубила, ей хорошо!
Семья отдыхает от повседневных забот...
Адриан ван Остаде, Крестьянские танцы в
кабачке, 44х60 см, 1659,
Saint Louis Art Museum, Сент Луис, Миссури,
США
«Крестьянские танцы в кабачке». Высокое помещение, арочный выход на улицу,
справа – камин, лестница на второй этаж. Пол – земляной, местами выстлан
досками.
На каминной полке и над шкафом – расписные
тарелки. Тарелки – китайские (фарфора еще не было, расписной фаянс еще не
производили). На шкафу – букет цветов. Рядом с цветочной вазой – как бы
натюрморт: полстакана вина, блюдо с ветчиной.
На полу валяются карты. На кувшине, что слева
на переднем плане – рисунок, смутно напоминающий журавлей. Над каминной полкой
– штырь, как будто наклеенный на стену. Это – рычаг заслонки, закрывающей тягу
в камине.
На лестнице, ведущей на второй этаж – активный
болельщик с трубкой и зрительница. На заднем плане видна танцующая пара, левее
– скрипач наигрывает плясовую (интересно было бы услышать эту музыку).
Слева – мужская фигура, не то поднимающаяся со
скамьи, не то пытающаяся улечься. В партере справа – сгорбленные дед с бабкой, перед ними на полу
– малыш. У них – задумчивое выражение лиц. Чей ребенок? Может быть, родителей
уже нет в живых, их унесла чума?
Справа – дама с кавалером, который держит ее
за талию. Такое впечатление, что он приглашает ее потанцевать, а она слегка сопротивляется
(наверное, согласится). Перед ними в желтой курточке, в шляпе с пером и с
кувшином в руке сидит их развеселый собеседник.
В центре – мужичок рвется танцевать, а его
сзади удерживает партнерша. Он настроен решительно, но с кем он оторвет танец?
Неужто он хочет пригласить скромницу с белым воротником? Может быть, поэтому
партнерша не дает ему свободу?
Веселье только начинается...
Адриан ван Остаде, Весельчаки в кабачке, 1674, Art Institute of Chicago, Чикаго, США
«Весельчаки
в кабачке». Большой дом: широкая входная
дверь в арочном проеме, окно с витражом, высокие потолки. Справа – лестница на
второй этаж. Около стены – шкаф, на котором стоят какие-то корзины. За шкафом –
дерево, видимо, в кадке. Что на нем растет – непонятно.
На земляном полу – доски (не тонкие,
приблизительно 25 мм толщиной), видимо, уложенные специально для танцев.
Слева мальчик играет с собакой, девочка – с
куклой, позади танцора развалившийся на стуле мужичок готов отхлебнуть из
литрового кувшина, на заднем плане другой питух держит в правой руке кушин, в
левой – стакан, из которого пьет.
Справа – столик, на котором стоит скрипач
(постановка правой руки показана художником очень точно). Правее – аккуратно
одетая пара, видимо, из местной «аристократии». Он ее приобнял, у нее в руке
полный стакан вина. Это – явно не супруги.
В центре – кавалер с дамой. Дама – в
ослепительно белом чепчике, на ней черная жилетка, кофта, из-под которой
выглядывает белая рубашки, фартук серого оттенка и длинная, почти до пола
черная юбка. Возраст – ближе к пятидесяти. Ее кавалер выделывает какое-то па.
Он – в ударе, даже чувяки сбросил (справа). Шляпа в руке, синеватая курточка,
белая рубашка (из-под курточки проглядывает воротник).
Он не смотрит на партнершу, он поглощен
танцем, старается показаться публике
хорошим танцором. Она смотрит на него с иронией: «Чего ты воображаешь?»
На трехногом стуле с красной подушечкой сидит
полупьяный человек в красном берете. Перед ним – жбан. Он буквально вперился
взглядом куда-то в ноги танцора и подался вперед в ожидании чего-то необычного.
Уж не художник ли это? Может, он тоже
пришел выпить и потанцевать ? А может, он сейчас набирается впечатлений?
Адриан ван Остаде, Веселящиеся крестьяне,
42х59 см, Norton Simon Museum, Пассадена,
Калифорния, США
«Веселящиеся крестьяне». Обстановка – не то
сарай, не то какой-то полуразвалившийся дом. У собравшейся компании – никакого
намека на интеллигентность.
Слева сзади – упившийся в красной куртке и
зеленых штанах уткнулся куда-то и, видимо, спит. Справа в глубине – обнимающаяся пара и кто-то
колдует у камина.
За бочкой, которая служит столом, сидит мадам
с полной кружкой, как бы собираясь чокнуться и выпить. Рядом с ней - девочка,
она снизу смотрит на стоящего рядом мужичка, который внимательно следит за
происходящим. Ему весело, ей тоже.
На переднем плане – представление под
названием «Легкий деревенский флирт»: она уже не в состоянии сидеть, развалилась
на полу. Ее ухажер с красным носом и
хитрющим выражением лица запустил ей руку под фартук. Но она еще «блюдет
честь», сопротивляется, держит его за чуб, хотя, кажется, что это
домогательство ей доставляет удовольствие: ее рот расплылся в широчайшей
улыбке...
Еще не все выпито, веселье продолжается...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий