четверг, 1 марта 2018 г.
Жюль Бастьен-Лепаж, «Бездельник». Портрет подпаска?
Жюль
Бастьен-Лепаж (1848-1884) – французский живописец, сын виноградаря. Много
рисовал с детства, отец покупал ему репродукции картин для копирования. В
возрасте 19 лет поступил в Парижскую школу искусств. Во время франко-прусской
войны в 1870 году был ранен, вернулся в деревню для залечивания раны. Много
рисовал. В это время написал портрет своего деда в саду. Эта работа принесла
ему первый успех в Парижском Салоне.
Жюль Бастьен-Лепаж, Предсмертный автопортрет, 1884
Успехи Жюля
принесли ему возможность путешествовать по Италии в 1880-1883 годах. В это же
время он побывал в Алжире, где пытался восстановить ухудшающееся здоровье. В
1884 году он умер в Париже. В 1885 году в Парижской школе искусств в течение
двух месяцев были выставлены более 200 работ Бастьен-Лепажа.
Одно из его
полотен называется «Бездельник». Неказистая картина: осенняя пора, вечереет, на
невнятном фоне стоит какой-то оборвыш.
Жюль Бастьен-Лепаж, Бездельник, 1882, 132х90 см, Национальная галерея,
Шотландия
С виду – беспризорник:
растоптанные незашнурованные ботинки, курточка вся обремкалась, латаные-перелатаные
штаны без пуговиц, держатся на чем-то вроде ремешка. И название картины
«Бездельник» как бы не пробуждает к ней (к картине) особого внимания. Но если
присмотреться, то становится очевидным противоречие между названием и существом
портрета.
Первое – у него
на плече кнут. Кнут не профессиональный, детский (похоже, что он его сделал
сам), но все же он (кнут) свидетельствует о том, что перед нами не бездельник,
а рабочий человек, подпасок. Второе – за спиной нашего героя висит рожок
(какая-то разновидность трубы), в который он трубит, собирая стадо на выпас.
Кнут
Рожок
Рожок, видимо,
общинная собственность, вручается только на время работы подпаска.
Одет он
по-нищенски: нет ни одной более или менее целой одежки. Особо стоит
остановиться на курточке. Когда-то это было вполне достойное кожаное одеяние, с
отделкой и вышивкой, следы которой сохранились несмотря на жестокую
эксплуатацию и многократные переходы из рук в руки. Мало того, эта кожаная
курточка – как талисман (может быть), как мечта – получить такую новую!
Ботинки еще
годятся для такой работы, но шнурки безнадежно потеряны.
Ботинки
При всем том
молодой человек в некотором роде красив!
Голова
Он не совсем
заброшен, этот мальчик: стриженый, относительно чистый, не истощенный, хотя и
не откормленный. И взгляд у него говорит о том, что не все в его жизни
безнадежно плохо. Он любопытен, он хочет познавать мир.
А какова поза!
Он – независимый человек! Весьма вероятно, что он – главный помощник в семье, и
его мизерный заработок позволяет семье существовать.
Где он
находится, наш герой? Что это за место? Судя по разноразмерным доскам забора,
возле которого он стоит, - это окраина либо богатой деревни (за забором видны
капитальные крыши), либо пригород. Скорее, все-таки, богатая деревня,
принадлежащая аристократу.
Отсюда и происхождение этой замечательно заношенной
кожаной куртки: может быть, ее носил кто-то из детей аристократа, а может быть
– какой-нибудь грум или форейтор. Куртка сто раз ремонтировалась, но расстаться
с ней – потерять статус! (Вполне возможно, что просто больше нечего надеть.)
И все-таки –
почему художник обозвал своего героя бездельником? Может быть, это –
действительно, шелопай? Может быть, все может быть!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий