четверг, 1 марта 2018 г.

Жюль Бастьен-Лепаж, «Бездельник». Портрет подпаска?


Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884) – французский живописец, сын виноградаря. Много рисовал с детства, отец покупал ему репродукции картин для копирования. В возрасте 19 лет поступил в Парижскую школу искусств. Во время франко-прусской войны в 1870 году был ранен, вернулся в деревню для залечивания раны. Много рисовал. В это время написал портрет своего деда в саду. Эта работа принесла ему первый успех в Парижском Салоне.


Жюль Бастьен-Лепаж, Предсмертный автопортрет, 1884

Успехи Жюля принесли ему возможность путешествовать по Италии в 1880-1883 годах. В это же время он побывал в Алжире, где пытался восстановить ухудшающееся здоровье. В 1884 году он умер в Париже. В 1885 году в Парижской школе искусств в течение двух месяцев были выставлены более 200 работ Бастьен-Лепажа.

Одно из его полотен называется «Бездельник». Неказистая картина: осенняя пора, вечереет, на невнятном фоне стоит какой-то оборвыш.


Жюль Бастьен-Лепаж, Бездельник, 1882, 132х90 см, Национальная галерея, Шотландия

С виду – беспризорник: растоптанные незашнурованные ботинки, курточка вся обремкалась, латаные-перелатаные штаны без пуговиц, держатся на чем-то вроде ремешка. И название картины «Бездельник» как бы не пробуждает к ней (к картине) особого внимания. Но если присмотреться, то становится очевидным противоречие между названием и существом портрета.

Первое – у него на плече кнут. Кнут не профессиональный, детский (похоже, что он его сделал сам), но все же он (кнут) свидетельствует о том, что перед нами не бездельник, а рабочий человек, подпасок. Второе – за спиной нашего героя висит рожок (какая-то разновидность трубы), в который он трубит, собирая стадо на выпас.


Кнут


Рожок

Рожок, видимо, общинная собственность, вручается только на время работы подпаска.

Одет он по-нищенски: нет ни одной более или менее целой одежки. Особо стоит остановиться на курточке. Когда-то это было вполне достойное кожаное одеяние, с отделкой и вышивкой, следы которой сохранились несмотря на жестокую эксплуатацию и многократные переходы из рук в руки. Мало того, эта кожаная курточка – как талисман (может быть), как мечта – получить такую новую!

Ботинки еще годятся для такой работы, но шнурки безнадежно потеряны.


Ботинки

При всем том молодой человек в некотором роде красив!


Голова

Он не совсем заброшен, этот мальчик: стриженый, относительно чистый, не истощенный, хотя и не откормленный. И взгляд у него говорит о том, что не все в его жизни безнадежно плохо. Он любопытен, он хочет познавать мир.

А какова поза! Он – независимый человек! Весьма вероятно, что он – главный помощник в семье, и его мизерный заработок позволяет семье существовать.

Где он находится, наш герой? Что это за место? Судя по разноразмерным доскам забора, возле которого он стоит, - это окраина либо богатой деревни (за забором видны капитальные крыши), либо пригород. Скорее, все-таки, богатая деревня, принадлежащая аристократу. 

Отсюда и происхождение этой замечательно заношенной кожаной куртки: может быть, ее носил кто-то из детей аристократа, а может быть – какой-нибудь грум или форейтор. Куртка сто раз ремонтировалась, но расстаться с ней – потерять статус! (Вполне возможно, что просто больше нечего надеть.)

И все-таки – почему художник обозвал своего героя бездельником? Может быть, это – действительно, шелопай? Может быть, все может быть!

Комментариев нет:

Отправить комментарий