четверг, 22 февраля 2018 г.

Французский художник Николас Ланкре. Что его связало с русским балетом?


Художник Николас Ланкре родился в Париже в 1690 году, прожил 53 года (умер в 1743 году). Как пишут историки, он блестяще передавал в своих картинах дух эпохи, ее вкусы и манеры. Он учился у Пьера д"Улина, но оставил его и перешел к Клоду Жилло - ученику Ватто (Николас восхищался творчеством Ватто). В 1718 году Николас Ланкре становится членом Академии, а в 1735 году становится ее управляющим.



Николас  Ланкре, Автопортрет, частная коллекция

Любимые сюжеты Ланкре - балы, свадьбы, ярмарки. Но среди его работ есть и портреты, и исторические картины.  



Николас  Ланкре, Награждение орденом Святого Духа в капелле Версаля, 1724, Лувр, Париж, Франция


Николас  Ланкре, Заседание верховного суда в Париже, 1724, 56х82 см, Лувр, Париж, Франция 


Николас  Ланкре, Танцы у фонтана, 1724, 98х130 см, Центр Гетти, Лос-Анжелес, США

Среди его работ есть четыре картины с одинаковым названием: "Танцует мадмуазель Камарго". Три из них различаются размером, цветом платья, цветовой палитрой и изображением природы. Такое впечатление, что автор сделал несколько копий: главная фигура скопирована без существенных отличий. Для кого это делалось - совершенно неясно. Видимо, заказчики не были очень богатыми людьми, поэтому полотна невелики по размеру. И есть еще одно полотно большего размера, на котором у танцовщицы есть партнер.


Николас Ланкре, Мари Камарго,1730, 45х55 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия


Николас Ланкре, Танцует мадмуазель Камарго, 1730, 42х55 см, Собрание Уоллеса, Лондон, Англия


Николас Ланкре, Танцует мадмуазель Камарго, 1730, 45х55 см, Собрание Уоллеса, Лондон, Англия


Николас Ланкре, Танцует мадмуазель Камарго, 1730, 76х106 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Кто она, эта танцовщица с необычной фамилией "Камарго"? 1872 год. Мариинский театр дает премьеру балета "Камарго"*. Авторы - Мариус Петипа и Людвиг Минкус. В главной роли - Адель Гранцов. Замечательные авторы, замечательная балерина и не менее замечательная героиня.


Адель Гранцов

С Мариусом Петипа и Людвигом Минкусом  российский читатель знаком хотя бы по балету "Дон Кихот". Адель Гранцов - немецкая балерина (1845-1877), ее учительницей была мадам Доминик (Париж). Дебютировала в Париже в 1866 году в балете "Жизель".

А что представляла собой героиня, которой три выдающихся мастера посвятили свою работу? Мари Анн Камарго (1710-1770) - балерина парижской Королевской академии музыки. Ее дебют состоялся 5 мая 1726 года. Блестящая балерина исполнила парии в 78 спектаклях (балетных и оперных). 

Есть один эпизод, который можно считать фантазией, а можно и принять за правду. В третьем томе «Истории моей жизни» Казановы описаны впечатления главного героя от балетного спектакля:

"Сразу после Дюпре я вижу женщину-танцовщицу, которая мчится по всей сцене как сумасшедшая, прыжки направо и налево с большой скоростью. «Это знаменитая Камарго, мой друг, вы приехали в Париж вовремя, чтобы на нее посмотреть. Ей тоже шестьдесят лет. Она первая женщина-танцовщица, которая решилась прыгнуть, до нее этого не делали. И что еще примечательно - она не надевает панталоны"". 

Историки пишут, что Мари Камарго сделала еще одну вещь: она укоротила юбки.

В ее пути на сцене был пятилетний перерыв, когда она перестала выступать  по требованию любовника  Луи де Бурбона, графа Клермонтского. По возвращении на сцену она танцевала еще десять лет - с 1741 по 1751 год. За заслуги перед французским балетом она получила государственную пенсию.

*Балет "Камарго" основан на драматическом событии: Мари Анн и ее сестра были похищены графом Де Мелан в мае 1728 года. Что там было - сегодня  трудно добыть достоверные сведения об этом, да и вряд ли это настолько интересно. Неизвестно, как публика восприняла балет, но в 1901 году Русский императорский балет Льва Иванова возобновляет спектакль. 

Первую партиюв этом балете довелось танцевать и Матильде Кшесинской. 

После Октябрьской  революции  балет не был поставлен ни разу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий