четверг, 8 марта 2018 г.
Габриэль Метсю, Игроки в карты. На что играют?
Габриэль Метсю (1629-1667) - голландский художник. Родился в семье
художника, был женат. В возрасте 18 лет стал одним из основателей гильдии св.
Луки в Лейдене (это свидетельствует о его профессиональном мастерстве).
Сегодня известно 140 его картин, из них только 13 датированы. Вот,
пожалуй, все более или менее значительные сведения о жизни художника. Одна из
его картин – "Игроки в карты".
Габриэль Метсю, Игра в карты, 1650,
65х58 см, Национальный музей, Стокгольм, Швеция
Действие происходит в богатом доме: на второй этаж ведет широкая
лестница, под потолком – люстра. За столом, покрытым бархатной скатертью, сидят мужчина и женщина с картами в руках (судя по одежде,
она – хозяйка, он – гость). На втором плане – стена, открытая небольшая дверь.
Над дверью видна коротенькая балюстрада – как продолжение лестницы, колонна с
каким-то неясным рельефом и закрытая росписью стена.
На фреске просматриваются фигуры купальщиц. За спиной гостя – ниша (что в ней – совершенно неясно, очень может быть, что там – кровать). Над нишей – большая картина в резной золоченой раме.
На фреске просматриваются фигуры купальщиц. За спиной гостя – ниша (что в ней – совершенно неясно, очень может быть, что там – кровать). Над нишей – большая картина в резной золоченой раме.
Казалось бы, обычная сценка:
в богатом доме развлекаются игрой в карты два человека. День солнечный, но дома
нежарко: у дамы под ногами ящик с углями для подогрева ног. И офицер еще не
согрелся с улицы – сидит в полной форме. Правда, кираса уже в стороне, рядом с
барабаном и знаменем.
Она – небедная женщина, скорее всего – вдова (не исключено, что ее
муж еще жив, но уехал, уплыл в дальние страны либо по военным делам, либо по
торговым). Он – бравый военный, знаменосец (скорее всего – какого-то отряда
гражданской гвардии, и возвратился он с какого-то торжества, явно не со службы).
Игра – как игра: в руках – карты, на столе – грифельная доска с мелком. Молодой человек – не то слуга, не то адъютант офицера – приготовил для дамы трубку.
Игра – как игра: в руках – карты, на столе – грифельная доска с мелком. Молодой человек – не то слуга, не то адъютант офицера – приготовил для дамы трубку.
Очевидно, они – старые знакомые и играют не первый раз (надо
думать, и не последний). Так во что играют эти двое? На деньги? Под запись? И
что, вот так приспичило среди бела дня что-то выиграть? Не верится! Есть другая
причина для игры, скрытая от первого взгляда: это своеобразное любовное свидание.
И игра – на раздевание. То-есть, по форме – это игра в карты, по сути - игра
любовная.
Художник показал самое начало. И кажется, что офицер намеренно
начал проигрывать (поэтому и кираса на полу). Правда, он изображает крайнее
расстройство: на полу - разбитая трубка
и брошенные карты. Но вот-вот он пустит в ход свою главную карту (у него в
правой руке –туз) – и дама снимет какую-нибудь часть своего наряда.
Скорее всего, проигрыш не будет стопроцентным, дама не обнажится –
прохладно. Возможно, они уже договорились, до какой степени обнажения они
дойдут.
О безгрешности замысла игроков говорить не приходится – художник
поместил на полотно симпатичного песика (помесь болонки и пуделя). Маленький
песик – маленький грешок. И если это предположение верно, то дама никому не
изменяет, она свободна. Что касается мужчины – он всегда безгрешен.
Игра продолжается...
Фрагмент "Кираса"
Фрагмент "Туз"
Фрагмент "Купальщицы"
Фрагмент "Полковое знамя"
Фрагмент "Слуга"
Фрагмент "Трубка и карты"
Фрагмент "Пес"
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий