четверг, 8 марта 2018 г.

Габриэль Метсю, Игроки в карты. На что играют?



Габриэль Метсю (1629-1667) - голландский художник. Родился в семье художника, был женат. В возрасте 18 лет стал одним из основателей гильдии св. Луки в Лейдене (это свидетельствует о его профессиональном мастерстве).

Сегодня известно 140 его картин, из них только 13 датированы. Вот, пожалуй, все более или менее значительные сведения о жизни художника. Одна из его картин – "Игроки в карты".


Габриэль Метсю, Игра в карты, 1650, 65х58 см, Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Действие происходит в богатом доме: на второй этаж ведет широкая лестница, под потолком – люстра. За столом, покрытым  бархатной скатертью, сидят мужчина и  женщина с картами в руках (судя по одежде, она – хозяйка, он – гость). На втором плане – стена, открытая небольшая дверь. Над дверью видна коротенькая балюстрада – как продолжение лестницы, колонна с каким-то неясным рельефом и закрытая росписью стена. 

На фреске просматриваются фигуры купальщиц. За спиной гостя – ниша (что в ней – совершенно неясно, очень может быть, что там – кровать). Над нишей – большая картина в резной золоченой раме.


Казалось бы,  обычная сценка: в богатом доме развлекаются игрой в карты два человека. День солнечный, но дома нежарко: у дамы под ногами ящик с углями для подогрева ног. И офицер еще не согрелся с улицы – сидит в полной форме. Правда, кираса уже в стороне, рядом с барабаном и знаменем.

Она – небедная женщина, скорее всего – вдова (не исключено, что ее муж еще жив, но уехал, уплыл в дальние страны либо по военным делам, либо по торговым). Он – бравый военный, знаменосец (скорее всего – какого-то отряда гражданской гвардии, и возвратился он с какого-то торжества, явно не со службы).  

Игра – как игра: в руках – карты, на столе – грифельная доска с мелком. Молодой человек – не то слуга, не то адъютант офицера – приготовил для дамы трубку.

Очевидно, они – старые знакомые и играют не первый раз (надо думать, и не последний). Так во что играют эти двое? На деньги? Под запись? И что, вот так приспичило среди бела дня что-то выиграть? Не верится! Есть другая причина для игры, скрытая от первого взгляда: это своеобразное любовное свидание. И игра – на раздевание. То-есть, по форме – это игра в карты, по сути  -  игра любовная.

Художник показал самое начало. И кажется, что офицер намеренно начал проигрывать (поэтому и кираса на полу). Правда, он изображает крайнее расстройство: на полу -  разбитая трубка и брошенные карты. Но вот-вот он пустит в ход свою главную карту (у него в правой руке –туз) – и дама снимет какую-нибудь часть своего наряда.

Скорее всего, проигрыш не будет стопроцентным, дама не обнажится – прохладно. Возможно, они уже договорились, до какой степени обнажения они дойдут.

О безгрешности замысла игроков говорить не приходится – художник поместил на полотно симпатичного песика (помесь болонки и пуделя). Маленький песик – маленький грешок. И если это предположение верно, то дама никому не изменяет, она свободна. Что касается мужчины – он всегда безгрешен.

Игра продолжается...



Фрагмент "Кираса"


Фрагмент "Туз"



Фрагмент "Купальщицы"




Фрагмент "Полковое знамя"



Фрагмент "Слуга"



Фрагмент "Трубка и карты"




Фрагмент "Пес"


Комментариев нет:

Отправить комментарий