среда, 20 сентября 2017 г.

Глеб Торский, «Легион».


Глеб Торский, Легион, архив автора

Солнечный день. Тень – почти отвесная. Городской пейзаж: узенькие улочки, стрельчатая арка прохода между домами, арки оконных проемов. Мощеная улица, в продолжении улицы видны два мужских силуэта в шляпах, пальмы.

На переднем плане – два солдата с автоматами, у одного в руках – чемоданчик (значит, это не патруль). Два кота выясняют отношения под окном заведения, на стекле нарисована громадная чайная чашка, а над окном – вывеска «פלפל, בורקס» (что в переводе с иврита означает «фалафель, бурекас», а в переводе на привычные российскому уху понятия – «гороховые шарики, обжаренные в масле» и «слоеные пирожки с творогом (картошкой, грибами, шпинатом)».

Чуть поодаль справа – еще одна торговая точка. Вывеска – «בגדים, נעליים» («Одежда, обувь»).

Слева от солдат вниз по улочке идет весьма пожилая пара – оба с совершенно белыми головами. Перед ними по ходу еще одна лавочка. Судя по развешанным снаружи тряпкам, там продают всякую галантерею: шарфики, платочки...

На углу, в витринном проеме, сидит мужчина европейского вида: усы, аккуратно постриженная борода, туфли типа мокасин. Он в кипе (может быть, верующий). В его руках – трость.

Витрина, перед которой он сидит, демонстрирует нам средневекового рыцаря (хотелось выразиться словами Аркадия Исаковича Райкина – «срендекового») с копьем и щитом, в панцыре. На щите – символ римского легиона. Магазинчик «JERUSALEM PERFEKT ART» (если можно так перевести «великолепное искусство Иерусалима»), видимо, принадлежит выходцам из Германии – об этом говорит написание слова «perfekt». И предлагает он своим посетителям подарки «из древности», с возрастом не меньше как пары тысяч лет. Сколько среди этих подарков подделок – не знает даже хозяин магазина.

На переднем плане слева – как символ жизни – тележка с бубликами «בייגלה» (бейгале). И в самом центре картины – необычный каменный стол, на котором стоят две чашки , тарелочка с бейгале (маленькими хрустящими колечками из теста, усыпанные солью и сумсумом).




Глеб Торский, Легион, фрагмент "Остаток колонны"

Если присмотреться к столу, видно, что его боковая поверхность не гладкая, она бороздчатая. И на этой поверхности нанесена надпись латинскими буквами, которую приблизительно можно перевести так: «Мы, солдаты Х легиона, свидетельствуем, что здесь нет евреев и не будет никогда».

Иерусалим, свободный от евреев... Так гласит надпись на улочке в Старом Иерусалиме, которая расположена недалеко от Шхемских ворот. Надо только войти в ворота, повернуть направо и чуть пройти вперед. И вы увидите этот необычный столик, и евреев, которые существуют вокруг него.

Это – не просто сочетание вещей в кусочке пространства. Это – символ вечности.

Вот так Глеб Торский, художник, увидел рассказ Дины Рубиной. Правдоподобие изложения привело его к необузданному желанию найти колонну, расшифровать заново надпись (если она существует).

Глеб начал действовать. Он включил в поиски всех своих знакомых, всех друзей, всех, кто как-то мог бы ему помочь. Везде был один ответ: «Такой колонны нет!»

Глеб не сдавался. Он продолжал рассылать вопросы. И однажды пришел ответ из Германии, в котором описывалась эта колонна и расшифровывалась надпись на ней. Увы, ее содержание не имело отношения к евреям. Она (надпись) сообщала о том, что солдаты Х легиона поставили эту колонну в честь своего командира.

А насколько красиво это преподнесла Дина Рубина! И что делать художнику? Поведать миру правду, скрытую от широкой публики, или оставить жить в красках живописную легенду?

Мольтке говорил (если верить сплетням) «Правду, правду, и только правду. Но не всю правду». Глеб пошел по стопам Мольтке. Он оставил разгадку надписи зрителям. И если бы я не услышал ее из уст самого Глеба, я не усомнился бы в правдивости литературного источника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий