среда, 2 ноября 2016 г.

Мелочные лавки Герарда Доу. Чем в них торговали?


Герард Доу (1613-1675) – нидерландский художник, его картины - в основном тщательно выписанные жанровые сцены. Родился в Лейдене,  с 15 до 18 лет учился у Рембрандта. Сегодня в лучших коллекциях мира насчитывают около 200 его работ. Выработал собственный стиль, настолько тонкий и точный, что  ему приходилось  самому делать кисти.. Дотошность художника оставила нам представление о быте Нидерландов его времени. Естественно,  не во всей полноте, но некоторые подробности представляются достаточно интересными.


Герард Доу, Мелочная лавка. Женщина продает виноград, 48х35 см, 1672, Royal Trust Collection,  Лондон, Англия

Картина «Мелочная лавка. Женщина продает виноград». В арке – две симпатичные и свежие девицы: продавщица с весами в левой руке и виноградом в правой и покупательница с вопросом в глазах. На широком пороге арки – корзина с виноградом, тарелка с лимонами, банка со сладостями, к проему прислонился большой корж, лежит брусок (возможно, тоже сладкий) и какой-то белый конус со снятой верхушкой – творог или вид сыра. Слева над корзиной с виноградом висит корзинка с яйцами, выше, под потолком – две связки: лук и мак. В глубине  видны покупатели и еще одна продавщица.

Под аркой – горельеф с изображением путти, играющих с козлом (непонятна связь этого сюжета с происходящим в лавке).

Вот что пишут историки искусства в тексте, сопровождающем картину на сайте музея: «Тип лавки, изображенной Герардом Доу, свидетельствует о том, насколько была в то время развита торговля. Тогда еще существовали коробейники, а здесь показано использование жилища, то есть его расширение для торговли. Здесь есть товары каждого дня: яйца, молочные продукты, хлеб.»

Еще одна картина, еще одна «Мелочная лавка». Зрительный центр – миловидная и хорошо упитанная девица.  Она стоит за прилавком, перед ней – девочка, ближе к зрителю сидит старушка. Продавщица что-то отвешивает девочке на коромысловых весах, а старушка считает монеты. Служка (слева на заднем плане) держит в руках металлический кувшинчик.
Зачем старушка считает деньги – непонятно. Перед ней стоит тарелочка с какой-то (видимо, сладкой) выпечкой, лежит еще закрытый кулек. Может быть, это покупательница, она готовится расплатиться за покупку. Но может быть, это – помощница продавщицы и подсчитывает, что ей дала девочка. Кому и что несет в кувшине мальчик – совершенно неясно.
Эти персонажи высвечены падающим из окна светом. Арка, через которую художник подсмотрел эту сценку, тоже не в тени. На ней лежит пучок морковки, несколько головок не то лука, не то чеснока, стоит в плетеной подставке керамическая круглая бутыль, над которой подвешена корзинка с яйцами.

За спиной продавщицы – полки с банками, коробочками, ящичками. Стоит ступка с пестиком, видны какие-то прямоугольники, похожие на картинки (может быть, художник что-то брал в лавочке и расплачивался своими произведениями?). Слева над продавщицей висит нечто напоминающее подъемник с воротом (видны барабан и рукоятка). Под потолком висит связка головок мака и окорок.


 Герард Доу, Мелочная лавка, 38х29 см, 1647, Лувр, Париж, Франция


 Герард Доу, Мелочная лавка, фрагмент «Продавщица»


Герард Доу, Мелочная лавка, фрагмент «Старуха покупательница и служка»

Что же в банках? Чем торговали в лавочках нидерландских городов в то время? Найти источник, в котором можно было бы раздобыть такие сведения, не удалось. Но! В 1923 году в России была издана книга И.М.Кулишера «История русской торговли до девятнадцатого века включительно», в которой говорилось следующее (речь идет о привозимых в Россию иноземных товарах): «мыло шпанское (испанское) – бруски его велики, пестры, бумага хлопчатая, нитки немецкие, гарус, кружева, бархат, камки и тафты разные, но сюда же попали лимоны, чернослив, грецкие орехи». Можно предположить, что эти товары присутствовали и в лавочках Герарда Доу.

 Это, так сказать, смысловая сторона картин. Но не случайно самые яркие пятна – личики персонажей, девушки. Может быть, они были только моделями, может быть, они на самом деле были продавщицами в лавочках (похоже, что это – одна и та же девица, которая была небезразлична автору картины). Для зрителя существенно то, что педантичный художник дал нам возможность сегодня вернуться в четырехсотлетнее прошлое, побывать в голландских лавочках, познакомиться с их товарами - и симпатичными обитательницами.


Комментариев нет:

Отправить комментарий