среда, 26 октября 2016 г.
Герард Доу, «Девушка у окна». Чем она занята?
Эх, пить будет, эх, гулять будем!
А помои за окно выливать будем!
Герард Доу, Девушка у окна, 38х28, 1660,Музей Бойманса-ван
Бёнингена, Роттердам, Нидерланды
На картине –
идиллия: миловидная девица пышных форм держит в руках кувшин, из которого
что-то льется. На заднем плане мама готовит своему сыну-школьнику бутерброд, а
он в это время читает молитву. В камине горит огонь, что-то варится (огонь
виден под рукой девушки).
Что в этой картине особенного, кроме того, что
девушку художник поместил в арку и в этой арке нет ни створок, ни стекла (что
для дома совершенно неприемлемо)?
Герард Доу, Девушка у окна, фрагмент «Девушка с кувшином»
Герард Доу, Девушка у окна, фрагмент «Мама готовит бутерброд»
Такая композиция
наводит на мысль, что все нарисованное – какая-то аллегория. Но какая?
А воду ли
выливает девушка? Скорее всего – нет. Потому что извлечь из такого сосуда при
надобности нужное количество воды – сколько надо потратить усилий?
Итак, это не
вода. Тогда что? Напрашивается ответ, что это либо просто помои – вымыла кувшин
и выливает все. Либо это перебродившее что-то: пиво, вино. И вот такие отходы
жизнедеятельности выливаются прямо под окно. Как-то не очень вяжется с
аккуратным видом девушки: она как бы создает себе не слишком благоухающую
атмосферу.
Таким образом,
рационально объяснить ее поступок не удается. Что же тогда таится за этой
картиной? Как растолковать нарисованное художником? И как с этим вяжется сценка
на заднем плане, где мальчик произносит молитву перед едой?
Посмотрим, что
об этом пишет Вэйн Фрэнитс в своей работе, посвященной картине Питера де Хоха
«Женщина готовит мальчику бутерброд» (она там касается и «Девушки в окне»
Герарда Доу):
«Доу поместил эту очаровательную сцену (мама
готовит сыну бутерброд – Б.Р.) на заднем плане полотна, в котором главным
действующим лицом является изображенная в арочном проеме горничная, выливающая
что-то из большого кувшина.
Может
показаться, что передний план и фон не связаны между собой. Тем не менее, то,
что делает горничная, также может пониматься как намек на воспитание.
Согласно
общеизвестной в те дни метафоре об обучении, авторство которой принадлежит
древнему писателю Горацию, сосуд всегда сохраняет запах первой жидкости,
которая была в него залита.
Авторы книг о
домашнем укладе были знакомы с этой метафорой и связали ее с мыслью, что дети
всегода будут помнить первоначальные наставления.
Английский
пуританин Уильям Годж, например, утверждал, что то, что узнали в детстве
сохраняется очень долго, так же, как "корабль всегда хранит запах своего
первого груза" (видимо, это относится к тем временам, когда в кораблях
возили пряности – Б.Р.)
В картине Доу
горничная скорее опустошает кувшин, чем переливает из одного в другой, но
результат тот же: этот большй кувшин сохранит запах жидкости, которую из него
выливают.
Работа Доу
содержит еще один намек на образование. Слева от служанки - цветок в горшке, возможно, китайский фонарик
(физалис обыкновенный – Б.Р.), что созревает вместе с фруктами. В семнадцатом
веке обучение детей часто уподоблялось
подготовкой почвы для посадки или посева, чтобы вырастить плоды. Воспитанные
дети, таким образом, ассоциируются с тцательно выращенными плодами, в то время
как их недисциплинированные сверстники – с дикими растениями или с сорняками и
чертополохом».
Рассуждения
искусствоведа приводят нас к мысли, что если в кувшине были помои, то он
сохранит их запах – и надолго. Фактическая ошибка заключается в том, что кувшин
можно отмыть относительно небольшими усилиями, это не трюмы корабля с
пряностями.
Надо полагать,
что выплескивание помоев может служить аллегорией очищения. Но что будет с
выплеснутой наружу скверной? Она может вернуться? Или, того хуже, как заразная болезнь перейдет к другим?
И еще: а кого
очищает это действие? Бабушку, мальчика или девушку? Скорее, девушку. Хотя
взгляд у нее далеко не смиренный, а выражение лица никак нельзя назвать
кающимся (у нее левая половина лица серьезная, а правая – слегка насмешливая).
Девушка
привлекательна. Даже очень. Достоверно о другом смысле картины нам уже не
узнать...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий