четверг, 7 января 2016 г.
Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?
Питер де Хох (1629-1684) – голландский художник, жанрист. Его сценки
кажутся бесстрастными, , хотя за
внешним спокойствием угадывается драма. Как правило, в них нет и намека на проповедь безгрешной жизни: мужчины, женщины, вино.
Так и
в этой картине: есть и вино, и мужчины, и женщины. Но за радостной идиллией, впечатление о которой
создается обилием золотых бликов, просматривается далеко не простая жизнь его
персонажей.
Питер де Хох, Interior with Figures (Приятная
компания), 58х69 см, 1663, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Солнечный
день. В окно льются потоки яркого света. Отделанная золочеными обоями высокая и
просторная комната. Шкаф на шарообразных ножках - из палисандрового дерева, с
инкрустацией. На шкафу – китайские чаши (дорогие по тем временам). Над шкафом –
картина с очень откровенной любовной сценой. Дверь справа открыта, видна
анфилада. Мраморный орнаментированный пол – чередование белой и золотистой
плитки. Стол покрыт ковром с затейливым узором.
Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент
«Китайская чаша»
Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент
«Картина с любовной сценой»
На столе – солонка и тарелка с булочкой.
Центр
картины – два светлых пятна: сидящая за столом девушка (почти ребенок) и белый
передник другой особы женского пола возле стола. Между ними – длинноговолосый
рыжий мальчик. В его левой руке – кувшин, он готов из него налить в бокал,
который ему протянула сидящая девушка. Похоже, что она уже хлебнула, и что-то
ее развеселило.
Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент
«Девушка держит рюмку»
Стоящая
рядом со столом женщина одета в яркоголубую кофту (видимо, из атласа), на ней
блестящая желтая юбка с каймой по подолу и белый до пола фартук. На голове –
затейливая шляпка с цветами.
Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент
«Женщина в голубой кофте»
Вполоборота
к зрителю за столом (напротив девушки) сидит молодой мужчина. В его левой руке
– трубка, в которой тлеет табак. Черная шляпа с высокой тульей лежит коленях. Возле его ног примостился пес (символ греха?).
Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент
«Мужчина с трубкой»
В
дверном проеме, ведущем в анфиладу, стоит еще один гость. В конце анфилады
виден седобородый старец с клюкой и шляпой в левой руке – похоже, что нищий.
Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент
«Нищий»
Кто эти
люди? Что их связывает? Что происходит?
В этой
картине все странно: от золотистых обоев до персонажей. Вряд ли такую сцену
видел художник, скорее, это соединение каких-то событий, очевидцем которых он
был. А красивый, можно сказать, золотой интерьер – дань вкусам потребителей:
покрасивее, чтобы можно было быстрее продать картину.
Смутное ощущение порочности проиходящего
возникает при взгляде на картину над шкафом. Может быть, это дорогой веселый
дом? И девушка за столом – обитательница этого дома? А женщина в переднике –
хозяйка заведения (один из элементов, который наводит на такую мысль - ее
шляпка, она совершенно непривычна для женщин того времени)?
Если
это предположение верно, становится понятным, почему гость слева сидит как бы
ожидая развития событий, почему девушке наливают вино, а на столе ничего нет,
кроме кусочка хлеба (чтобы была слегка пьяна, но не переела). И почему гостю не
наливают тоже понятно: он уже слегка пьян, ему достаточно.
А что
же две фигуры в анфиладе? Здесь реальность, видимо, переходит в
назидательность: где-то вдалеке маячит нищая старость. И мораль – будешь вести
разгульную жизнь - все твое состояние (в том числе и мозги) проглотит чаша
желаний.
Related Posts
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий