четверг, 7 января 2016 г.

Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?



Питер де Хох (1629-1684) – голландский художник, жанрист. Его сценки кажутся бесстрастными, , хотя за внешним спокойствием угадывается драма. Как правило, в них нет и намека на проповедь безгрешной жизни: мужчины, женщины, вино.

Так и в этой картине: есть и вино, и мужчины, и женщины. Но за радостной идиллией, впечатление о которой создается обилием золотых бликов, просматривается далеко не простая жизнь его персонажей.


Питер де Хох, Interior with Figures (Приятная компания), 58х69 см, 1663, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

Солнечный день. В окно льются потоки яркого света. Отделанная золочеными обоями высокая и просторная комната. Шкаф на шарообразных ножках - из палисандрового дерева, с инкрустацией. На шкафу – китайские чаши (дорогие по тем временам). Над шкафом – картина с очень откровенной любовной сценой. Дверь справа открыта, видна анфилада. Мраморный орнаментированный пол – чередование белой и золотистой плитки. Стол покрыт ковром с затейливым узором.


Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент «Китайская чаша»


Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент «Картина с любовной сценой»

На  столе – солонка и тарелка с булочкой.

Центр картины – два светлых пятна: сидящая за столом девушка (почти ребенок) и белый передник другой особы женского пола возле стола. Между ними – длинноговолосый рыжий мальчик. В его левой руке – кувшин, он готов из него налить в бокал, который ему протянула сидящая девушка. Похоже, что она уже хлебнула, и что-то ее развеселило.


Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент «Девушка держит рюмку»

Стоящая рядом со столом женщина одета в яркоголубую кофту (видимо, из атласа), на ней блестящая желтая юбка с каймой по подолу и белый до пола фартук. На голове – затейливая шляпка с цветами.


Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент «Женщина в голубой кофте»

Вполоборота к зрителю за столом (напротив девушки) сидит молодой мужчина. В его левой руке – трубка, в которой тлеет табак. Черная шляпа с высокой  тульей лежит коленях.  Возле его ног примостился пес (символ греха?).


Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент «Мужчина с трубкой»

В дверном проеме, ведущем в анфиладу, стоит еще один гость. В конце анфилады виден седобородый старец с клюкой и шляпой в левой руке – похоже, что нищий.


Питер де Хох, Приятная компания, фрагмент «Нищий»

Кто эти люди? Что их связывает? Что происходит?

В этой картине все странно: от золотистых обоев до персонажей. Вряд ли такую сцену видел художник, скорее, это соединение каких-то событий, очевидцем которых он был. А красивый, можно сказать, золотой интерьер – дань вкусам потребителей: покрасивее, чтобы можно было быстрее продать картину.

 Смутное ощущение порочности проиходящего возникает при взгляде на картину над шкафом. Может быть, это дорогой веселый дом? И девушка за столом – обитательница этого дома? А женщина в переднике – хозяйка заведения (один из элементов, который наводит на такую мысль - ее шляпка, она совершенно непривычна для женщин того времени)?

Если это предположение верно, становится понятным, почему гость слева сидит как бы ожидая развития событий, почему девушке наливают вино, а на столе ничего нет, кроме кусочка хлеба (чтобы была слегка пьяна, но не переела). И почему гостю не наливают тоже понятно: он уже слегка пьян, ему достаточно.

А что же две фигуры в анфиладе? Здесь реальность, видимо, переходит в назидательность: где-то вдалеке маячит нищая старость. И мораль – будешь вести разгульную жизнь - все твое состояние (в том числе и мозги) проглотит чаша желаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий