четверг, 31 декабря 2015 г.
Художник Виллем Клас Хеда. Зачем он рисовал объедки?
Вы только посмотрите на этот раздрай на столе:
богатейший кубок, изящный графинчик, искусная чаша –
скомканная скатерть, недоеденный пирог, недопитый стакан! Что бы это все
значило?
Виллем
Клас Хеда, Банкет с мясным пирогом, 1635,
106х111 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Чтобы никто не сомневался в авторстве,
художник поместил свой автограф на кромке скатерти. Это – Виллем Клас Хеда,
голландский художник семнадцатого века. Его продукция – натюрморты. Они как бы
очень похожи. Но только как бы.
На самом деле, что побудило художника написать
десятки (если не сотни) однотипных полотен с остатками закуски и выпивки? Мы
никогда этого не узнаем, потому что жизнь автора скрыта толщей времен.
О некоторых его современниках известно больше, о нем – почти ничего. Родился или в
1593, или в 1594 году в Харлеме (Нидерланды), где начал свою карьеру художника.
Осталось неизвестным, кто был его учителем, кто его посвятил в тайны искусства.
Первая его картина отмечена в 1621 году, в 1631 году он становится членом
гильдии Святого Луки (который считается покровителем художников) в Харлеме.
Почти точно, что к этому времени он был женат
(почему почти точно: в гильдию принимали только женатых, но были и исключения).
Известно, что у него был сын Герри, который тоже писал натюрморты.
Может быть, начало его натюрмортам было
положено во время обучения: рисовал этюды тех предметов, которые были у его
учителя. Возможно, что учитель был не из бедных, в его распоряжении были
какие-то красивые и дорогие предметы сервировки. Возможно, что Виллем заразился
искусством чеканщиков и ювелиров, а затем и других ремесленников, имеющих
отношение к украшению стола.
Весьма вероятно, что кто-то из заказчиков
мастера, у которого работал Хеда, впечатлился работой художника и купил его картину.
Это дало толчок, понимание, что такие вещи будут иметь спрос.
А что заставляло заказчиков покупать
натюрморты с остатками пиршества? Картины, видимо, украшали столовые. И
создавали впечатление роскоши (хотя и недоступной).
Но почему все так беспорядочно? Почему
объедки, битая посуда? Неужели нельзя было изобразить все в полном порядке:
поставленные как полагается приборы, нетронутые блюда и закуски, непочатые
кувшины и графины с выпивкой? Наверное, художник считал (с ним можно
согласиться!), что нетронутый стол – больше мертвая натура, чем такой – со
сдвинутой и скомканной скатертью, с растерзанным пирогом, с опрокинутой
вазочной. Стол как бы переживает недавнее пиршество: еще и фитиль на свече не
срезан.
Виллем
Клас Хеда, Банкет с мясным пирогом, фрагмент «Свеча»
А веселье было бурным, судя по смятой скатерти
и битому бокалу. И недопитый стакан – свидетель того, что кто-то из
трапезничавших набрался так, что нехватило сил прикончить налитое.
Виллем
Клас Хеда, Банкет с мясным пирогом, фрагмент «Разбитый бокал»
Это – один натюрморт. Сколько их – никто
сказать не может. Но сохранившиеся, прошедшие буквально через века и страны
несут нам знание о мелочах, которые сегодня кажутся второстепенными.
Кого сегодня волнует марка изготовителя
скатерти? Художник ее зафиксировал. Где сегодня можно увидеть ножницы для
обрезания обгоревшего фитиля? Художник их нарисовал. Кто сегодня скажет, были
вилки в то время или нет? У Хеда они отсутствуют и, вероятно, они не были в
широком ходу. Кто может сказать, какие булочки выпекали в семнадцатом веке? Их
можно увидеть в натюрмортах Хеда.
Виллем
Клас Хеда, Банкет с мясным пирогом, фрагмент «Марка изготовителя скатерти»
Виллем
Клас Хеда, Банкет с мясным пирогом, фрагмент «Ножницы для фитиля»
Виллем Клас Хеда, Банкет с мясным пирогом,
фрагмент «Булочка и нож»
Однообразный художник зафиксировал с десяток видов
столовых ножей: с наборными ручками, с рифлеными ручками...
Конечно, он не мог полностью менять реквизит
от картины к картине, но разнообразие предметов поражает.
Зачем художник рисовал остатки пиршества? Мастер
об этом уже не расскажет...
PS. В советские времена, в шестидесятые годы была выпущена «Книга о
вкусной и здоровой пище». На ее форзаце была картинка роскошного стола:
прекрасная посуда, несколько видов фужеров и рюмок, тарелки с
подтарельниками... А что стояло на столе (кроме посуды)!!! И это в те времена,
когда народ просто бедствовал. Но книжка была доступна широкой публике. И
купивший ее мог хотя бы помечтать о такой роскоши.
Видимо, натюрморты Хеда тоже были своего рода
мечтой для кого-то.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий