четверг, 19 ноября 2015 г.
Роуз Хартвелл, «Угловое окно ломбарда». Что в ломбарде можно купить?
Роуз Хартвелл (1861-1917) – американская художница. Родилась
и училась в штате Юта (США), первыми ее учителями были хорошо известные в Юте
художники Джеймс Тейлор Хартвуд и Джон Виллард Клаусон. С их благословением и
поддержкой она поехала в Париж, поступила в Академию Жулиана, передовое в то
время художественное учебное заведение, куда принимали и женщин. После восемнадцати месяцев путешествия по
Италии она впервые участвовала в парижском Салоне в 1903 году. В музее искусств
Brigham Young University, который располагается в ее
родном штате, собрано около пятидесяти ее работ: портреты, пейзажи, бытовые
сценки. В основном это картины допарижского периода.
Роуз Хартвелл, Угловое окно ломбарда, 1893, 87x72 cm Brigham Young University Museum of Art,
штат Юта, США
Одна из таких картин – «Угловое окно
ломбарда». Зимний день, за окном лежит снег, довольно сильный мороз (на стекле
– небольшая наледь, на улице минус 25-30
градусов). Солнце едва пробивается сквозь облака.
Ломбард в бедняцком квартале: видны
невнятные очертания домов совершенно невыразительной архитектуры.
Дела идут, скажем прямо, плоховато.
Кто идет в ломбард? Люди, у которых от прежних времен остались какие-то вещи.
Идут от нужды: нет работы, нет денег. Иногда закладывают: берут деньги в надежде через какое-то время
выкупить вещь. Иногда сдают на комиссию: если продается – хозяин вещи получает
часть продажной цены, часть (20-30 процентов) получает хозяин ломбарда. Иногда
предлагают владельцу ломбарда купить вещь. В этом случае цена покупки –
половина от цены на витрине.
Вот это «богатство» выставил на
обозрение хозяин ломбарда. Витая золотая цепь когда-то украшала чью-то шейку.
Серебряные часы – большие, тяжелые – скорее всего покоились в кармане жилетки
делового человека средней руки. Рядом – большой медальон на цепочке, в былые
времена он украшал чей-то внушительный бюст. И самый ценный экспонат из
часового семейства – золотые часы с откидной крышкой – отблеск прошлого
благополучия.
На подоконнике – большая индийская
ваза. Возможно, ее привезли из Индии, она украшала большой дом, а сейчас ждет
заезжего покупателя. Рядом с вазой – россыпь недорогих монет. Одна из них – с
центральным отверстием, приехала или из Китая, или из Японии. Из кожаного футляра
выглядывает театральный бинокль – след интеллигентной жизни в большом городе.
Продается за ненадобностью: и театра нет, а если бы и был - не на что купить
билет. Будет кому-то игрушкой. Красное коралловое ожерелье, лорнет,
металлическая солонка с интересным рисунком, простенькая стеклянная ваза,
бронзовый подсвечник.
Красная бархатная коробочка выстлана
белым атласом, она открыта, но что в ней – не видно, вероятно, ожерелье, может
быть – серьги.
Ярким пятном выделяется громадная
раковина наутилуса: кто-то привез из южных морей.
Подоконник узкий, часть экспонатов
лежит на лавочке возле окна, часть стоит на столике. Еще три большие раковины
(не такие интересные, как наутилус, но все-таки), горшок (видимо,
несовременный), фаянсовый глазурованный кувшин с длинным горлом и рядом с ним –
замысловатый предмет (похоже, что его родина – Китай).
Еще одно яркое пятно – затейливый
фонарь, произведение местного умельца. Может быть, когда-то он освещал крыльцо,
может быть, он – остаток театрального реквизита...
Бедная витрина, бедный ломбард,
бедная жизнь...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий