четверг, 19 ноября 2015 г.

Роуз Хартвелл, «Угловое окно ломбарда». Что в ломбарде можно купить?


Роуз Хартвелл (1861-1917) – американская художница. Родилась и училась в штате Юта (США), первыми ее учителями были хорошо известные в Юте художники Джеймс Тейлор Хартвуд и Джон Виллард Клаусон. С их благословением и поддержкой она поехала в Париж, поступила в Академию Жулиана, передовое в то время художественное учебное заведение, куда принимали и женщин.  После восемнадцати месяцев путешествия по Италии она впервые участвовала в парижском Салоне в 1903 году. В музее искусств Brigham Young University, который располагается в ее родном штате, собрано около пятидесяти ее работ: портреты, пейзажи, бытовые сценки. В основном это картины допарижского периода.


Роуз Хартвелл, Угловое окно ломбарда, 1893, 87x72 cm Brigham Young University Museum of Art, штат Юта, США

Одна из таких картин – «Угловое окно ломбарда». Зимний день, за окном лежит снег, довольно сильный мороз (на стекле – небольшая наледь, на улице  минус 25-30 градусов). Солнце едва пробивается сквозь облака.

Ломбард в бедняцком квартале: видны невнятные очертания домов совершенно невыразительной архитектуры.

Дела идут, скажем прямо, плоховато. Кто идет в ломбард? Люди, у которых от прежних времен остались какие-то вещи. Идут от нужды: нет работы, нет денег. Иногда закладывают:  берут деньги в надежде через какое-то время выкупить вещь. Иногда сдают на комиссию: если продается – хозяин вещи получает часть продажной цены, часть (20-30 процентов) получает хозяин ломбарда. Иногда предлагают владельцу ломбарда купить вещь. В этом случае цена покупки – половина от цены на витрине.

Вот это «богатство» выставил на обозрение хозяин ломбарда. Витая золотая цепь когда-то украшала чью-то шейку. Серебряные часы – большие, тяжелые – скорее всего покоились в кармане жилетки делового человека средней руки. Рядом – большой медальон на цепочке, в былые времена он украшал чей-то внушительный бюст. И самый ценный экспонат из часового семейства – золотые часы с откидной крышкой – отблеск прошлого благополучия.

На подоконнике – большая индийская ваза. Возможно, ее привезли из Индии, она украшала большой дом, а сейчас ждет заезжего покупателя. Рядом с вазой – россыпь недорогих монет. Одна из них – с центральным отверстием, приехала или из Китая, или из Японии. Из кожаного футляра выглядывает театральный бинокль – след интеллигентной жизни в большом городе.

 Продается за ненадобностью: и театра нет, а если бы и был - не на что купить билет. Будет кому-то игрушкой. Красное коралловое ожерелье, лорнет, металлическая солонка с интересным рисунком, простенькая стеклянная ваза, бронзовый подсвечник.

Красная бархатная коробочка выстлана белым атласом, она открыта, но что в ней – не видно, вероятно, ожерелье, может быть – серьги.

Ярким пятном выделяется громадная раковина наутилуса: кто-то привез из южных морей.
Подоконник узкий, часть экспонатов лежит на лавочке возле окна, часть стоит на столике. Еще три большие раковины (не такие интересные, как наутилус, но все-таки), горшок (видимо, несовременный), фаянсовый глазурованный кувшин с длинным горлом и рядом с ним – замысловатый предмет (похоже, что его родина – Китай).

Еще одно яркое пятно – затейливый фонарь, произведение местного умельца. Может быть, когда-то он освещал крыльцо, может быть, он – остаток театрального реквизита...

Бедная витрина, бедный ломбард, бедная жизнь...




Комментариев нет:

Отправить комментарий