четверг, 8 октября 2015 г.

Художник Хозе Хименес Аранда. Вам стрижку или пиявки?


«Святым елеем». Сценка из деревенской жизни: священник направляется  для елеопомазания. Перед ним – служка, вокруг – сельчане, сопровождающие их невеселыми взглядами. Поодаль – дом, в котором кто-то умер.




Хосе Хименес Аранда, El santo oleo (Святым елеем), 1871, 52х79 см, Rochdale Arts & Heritage Service, Англия

«Ссора прачек». В одном из бедняцких  двориков (штукатурка обваливается в разных местах) стирка в разгаре, трое у корыт, четвертая (слева) подходит с горой белья на голове. И тут появляется разъяренная товарка. Что она говорит – нам не дано знать, но она вне себя настолько, что ее надо успокаивать. Публика напряглась: что-то будет!




Хосе Хименес Аранда,  Ругающиеся прачки 1871 47х70 см Victoria and Albert Museum

Та, к которой обращены речи, стоит руки в боки, вроде того: «Ну, и что? А все равно будет по-моему!»

Мужичок скромненько так выглядывает из закопченного проема (видимо, там очаги для разогрева воды). Он скрестил руки, прислонился к стене, острие колпака упало ему на лоб и закрывает половину лица. Может быть, он и есть предмет ссоры? И он боится, как бы в него не полетели мокрые тряпки? Или того хуже – надают по фасаду?




Хосе Хименес Аранда, Римский цирюльник, 1875, 44х57 см,
  WALTERS ART MUSEUM, Балтимор, Мериленд, США

 «Римский цирюльник». В этой картине – несколько мотивов.

Первый – само здание, в котором располагается цирюльня. Слева – окно с кованой решеткой. На подоконнике – цветы. Вход – не обычная дверь, портал с «архитектурными излишествами»: лепнина, полуколонны, окно с витражом над дверью. Ступеньки – тоже необычные, закругленные, из мрамора (правда, основательно побитые).

Второй мотив – увлечение цирюльника. Справа от двери – клетки с птичками. Девять клеток! Это говорит не только об увлечении, но и о том, что у него есть достаточно свободного времени, работы мало. Но хозяин не очень трудолюбив: когда он чистит клетки, он не снимает их со стены. Поэтому под клетками – потеки не стене.

Похоже, что клеток было больше, потому что над висящими клетками тоже есть пятна. Или хозяин большой лентяй, или у него нет денег подкрасить стену.

Следует упомянуть о непременной принадлежности цирюльни – пиявки в бутылке, подвешенной у входа слева.




Хосе Хименес Аранда, Римский цирюльник, фрагмент Птичьи клетки

Третий мотив – гитарист. Под ним – наклоненный к стене стул, он поджал ноги в красных гетрах, настраивает гитару. Задумчив. Не столько слушает свою гитару, сколько размышляет о чем-то своем (скорее всего, о подружке). Очень похоже, что вчера он основательно выпил и даже подрался (на его левой щеке – красное пятно).




Хосе Хименес Аранда, Римский цирюльник, фрагмент Гитарист

Четвертый мотив – общество цирюльника.



Хосе Хименес Аранда, Римский цирюльник, фрагмент «Игроки»

Надо сказать, что общество достаточно почтенное. Упитанный священник в своей форменной шляпе, на штиблетах – пряжки желтого цвета. Синьоры в длиннополых сатиновых сюртуках. У левого игрока – пышное жабо, в левой руке – носовой платок. У того, что в центре -  трость из бамбука с металлическим наконечником. И игра у них интеллигентная – шашки.

На цирюльнике – жилет со стоячим воротником, короткие брюки, белые чулки, черные штиблеты. На голове – замысловатый берет. Небольшие бакенбарды, выпущенные на лоб волосы (чуб – не чуб).

Самый пожилой из них – священнослужитель.   Он   неплохо играет: снисходительно смотрит, как его партнер с трудом отрывает руку от шашки.

День клонится к закату. Хозяин заведения всех постриг и побрил, всем поставил пиявки – можно послушать переборы гитары и присесть возле игроков...

Автор этих полотен - Хозе Хименес Аранда (1837-1903) – испанский художник, с 14 лет начал учиться в королевской академии изящных искусств им. Св. Елизаветы Венгерской в Севилье. Изучал коллекцию живописи в Прадо, Мадрид, четыре года путешествовал по Италии. В 1881 году оказался в Париже, где задержался на 9 лет. В 1890 году вернулся в Испанию, в Мадрид. В 1892 году после смерти жены и дочери переселяется в Севилью, где он становится членом Академии изящных искусств, ее преподавателем.



Хосе Хименес Аранда, автопортрет, 1870, Музей изящных искусств\, Севилья, Испания

Кроме всего прочего, иллюстрировал «Дон Кихота» - 689 иллюстраций были помещены в юбилейном (100 лет) издании в 1905 году. Книга  с его иллюстрациями увидела свет через два года после кончины художника.


Хосе Хименес Аранда, Дон Кихот и Санчо Панса

Комментариев нет:

Отправить комментарий