четверг, 8 октября 2015 г.
Художник Хозе Хименес Аранда. Вам стрижку или пиявки?
«Святым елеем». Сценка из деревенской жизни: священник
направляется для елеопомазания. Перед
ним – служка, вокруг – сельчане, сопровождающие их невеселыми взглядами.
Поодаль – дом, в котором кто-то умер.
Хосе Хименес Аранда, El santo oleo (Святым елеем), 1871, 52х79 см, Rochdale Arts & Heritage Service, Англия
«Ссора прачек». В одном из бедняцких
двориков (штукатурка обваливается в разных местах) стирка в разгаре,
трое у корыт, четвертая (слева) подходит с горой белья на голове. И тут
появляется разъяренная товарка. Что она говорит – нам не дано знать, но она вне
себя настолько, что ее надо успокаивать. Публика напряглась: что-то будет!
Хосе Хименес Аранда, Ругающиеся прачки 1871 47х70 см Victoria and Albert Museum
Та, к которой обращены речи, стоит руки в боки, вроде того: «Ну, и что?
А все равно будет по-моему!»
Мужичок скромненько так выглядывает из закопченного проема (видимо, там
очаги для разогрева воды). Он скрестил руки, прислонился к стене, острие
колпака упало ему на лоб и закрывает половину лица. Может быть, он и есть
предмет ссоры? И он боится, как бы в него не полетели мокрые тряпки? Или того
хуже – надают по фасаду?
Хосе Хименес Аранда, Римский цирюльник,
1875, 44х57 см,
WALTERS ART
MUSEUM, Балтимор,
Мериленд, США
«Римский цирюльник». В этой картине –
несколько мотивов.
Первый – само здание, в котором располагается цирюльня. Слева – окно с
кованой решеткой. На подоконнике – цветы. Вход – не обычная дверь, портал с
«архитектурными излишествами»: лепнина, полуколонны, окно с витражом над
дверью. Ступеньки – тоже необычные, закругленные, из мрамора (правда,
основательно побитые).
Второй мотив – увлечение цирюльника. Справа от двери – клетки с
птичками. Девять клеток! Это говорит не только об увлечении, но и о том, что у
него есть достаточно свободного времени, работы мало. Но хозяин не очень
трудолюбив: когда он чистит клетки, он не снимает их со стены. Поэтому под
клетками – потеки не стене.
Похоже, что клеток было больше, потому что над висящими клетками тоже
есть пятна. Или хозяин большой лентяй, или у него нет денег подкрасить стену.
Следует упомянуть о непременной принадлежности цирюльни – пиявки в
бутылке, подвешенной у входа слева.
Хосе Хименес Аранда, Римский цирюльник,
фрагмент Птичьи клетки
Третий мотив – гитарист. Под ним – наклоненный к стене стул, он поджал
ноги в красных гетрах, настраивает гитару. Задумчив. Не столько слушает свою
гитару, сколько размышляет о чем-то своем (скорее всего, о подружке). Очень
похоже, что вчера он основательно выпил и даже подрался (на его левой щеке –
красное пятно).
Хосе Хименес Аранда, Римский цирюльник,
фрагмент Гитарист
Четвертый мотив – общество цирюльника.
Хосе Хименес Аранда, Римский цирюльник,
фрагмент «Игроки»
Надо сказать, что общество достаточно почтенное. Упитанный священник в
своей форменной шляпе, на штиблетах – пряжки желтого цвета. Синьоры в
длиннополых сатиновых сюртуках. У левого игрока – пышное жабо, в левой руке –
носовой платок. У того, что в центре -
трость из бамбука с металлическим наконечником. И игра у них
интеллигентная – шашки.
На цирюльнике – жилет со стоячим воротником, короткие брюки, белые
чулки, черные штиблеты. На голове – замысловатый берет. Небольшие бакенбарды,
выпущенные на лоб волосы (чуб – не чуб).
Самый пожилой из них – священнослужитель. Он
неплохо играет: снисходительно смотрит, как его партнер с трудом
отрывает руку от шашки.
День клонится к закату. Хозяин заведения всех постриг и побрил, всем
поставил пиявки – можно послушать переборы гитары и присесть возле игроков...
Автор этих полотен - Хозе Хименес Аранда (1837-1903) – испанский
художник, с 14 лет начал учиться в королевской академии изящных искусств им.
Св. Елизаветы Венгерской в Севилье. Изучал коллекцию живописи в Прадо, Мадрид,
четыре года путешествовал по Италии. В 1881 году оказался в Париже, где
задержался на 9 лет. В 1890 году вернулся в Испанию, в Мадрид. В 1892 году
после смерти жены и дочери переселяется в Севилью, где он становится членом
Академии изящных искусств, ее преподавателем.
Хосе Хименес Аранда, автопортрет,
1870, Музей изящных искусств\, Севилья, Испания
Кроме всего прочего, иллюстрировал «Дон Кихота» - 689 иллюстраций были
помещены в юбилейном (100 лет) издании в 1905 году. Книга с его иллюстрациями увидела свет через два
года после кончины художника.
Хосе Хименес Аранда, Дон Кихот и Санчо
Панса
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий