пятница, 2 октября 2015 г.
Эдвин Лонг, «Собрание Доркас в шестом веке нашей эры». Зачем собрались эти женщины?
«Она была исполнена добрых дел и творила много
милостынь».
(Деяния апостолов, гл. 9)
Эдвин Лонг (1829-1891) – английский портретист, автор исторических, библейских, жанровых сцен. Он побывал в Испании, Сирии, Египте, увиденное отражалось в его полотнах.
Картина «Собрание Доркас в шестом веке нашей эры» приводит нас в христианский храм, в котором последовательницы и поклонницы Тавифы продолжают ее дело: шьют рубашки и платья для тех, кто приходит в церковь.
Эдвин Лонг, Собрание Доркас в 6 веке нашей эры, 176х257 см, частное
собрание
Центральный персонаж – женщина в
светлом одеянии (видимо, кастелянша) перед которой на коленях стоит
полуобнаженная девушка. Кастелянша предлагает ей какое-то платье, а
просительница на коленях благодарит ее.
Справа возле входной арки стоят еще две
женщины, ждут своей очереди. На их лицах – усталость и уныние.
Эдвин Лонг, Собрание Доркас в 6 веке нашей эры, фрагмент
«Просительница»
Эдвин Лонг, Собрание Доркас в 6 веке нашей эры, фрагмент
«Нуждающиеся»
Слева сидят за столом швеи с иглами
в руках, закройщица что-то режет.
Эдвин Лонг, Собрание Доркас в 6 веке нашей эры, фрагмент «Швеи»
На стене – фрески: Христос с
апостолами, Иоанн Креститель с агнцем на
плечах в окружении учеников, павлин (символ солнца и бессмертия).
Но почему в названии картины – имя
«Доркас»? Это – второе имя Тавифы. Общество Доркас появилось на острове Мэн в
новое время, в декабре 1834 года. Основание этого общества было как бы
благодарностью населения за избавление от холеры. Была и материальная
необходимость в такой организации: во время эпидемии одежда и постельные
принадлежности больных сжигались. Доркас собирала пожертвования (преимущественно
– в виде ненужной одежды и белья) и распределяла их нуждающимся.
Общества Доркас действуют до сих пор по всему миру.
В Израиле при синагогах существуют группы такого рода. Им
принадлежат ящики сбора одежды, которые выставляются на улицах в разных местах.
Собранная одежда стирается, сортируется, раскладывается по видам и выдается
нуждающимся, которые приходят в синагогу.
Ящик сбора
ненужной одежды, Тель-Авив, фото автора
Не все попадает в эти ящики: кучки одежды можно увидеть на улицах.
Ее не выбрасывают, а выкладывают, чтобы одежду (и обувь) мог использовать тот,
кому это необходимо. И люди смотрят и берут.
Сегодня в таких кучках нет тряпья, нет обносков: чуть поношенные
вещи, вместо которых в гардеробе бывших хозяев появились новые, более модные.
Эти кучки никак нельзя сравнить с тем, что запечатлел на своем полотне Ральф
Хедли (1848-1913) – английский художник, автор многих жанровых зарисовок с улиц
Англии. На этой картине – старьевщица на набережной продает собранные на улицах
вконец изношенные вещи (иногда – купленные за бесценок).
Ральф Хедли,
Одежда бедняков, 1898, 97х120 см, Laing Art Gallery,
Англия
Справа - стоящая на коленях босая девочка выбирает себе обувь.
Ральф Хедли,
Одежда бедняков, фрагмент «Девочка выбирает обувь»
Слева – мама примеряет сыну курточку.
Ральф Хедли,
Одежда бедняков, фрагмент «Мама примеряет сыну курточку»
На блошином рынке в Тель-Авиве и сегодня можно увидеть горы
поношенной одежды – бизнес живет и дает жить и продавцу, и покупателю. И надо
полагать, что если он (бизнес) существует тысячелетия, то думать о его
исчезновении в ближайшее время не приходится...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий