пятница, 2 октября 2015 г.

Эдвин Лонг, «Собрание Доркас в шестом веке нашей эры». Зачем собрались эти женщины?


«Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь».    
             (Деяния апостолов, гл. 9)

Кто это – «она»? Речь идет о Тавифе – ученице апостола Петра. Тавифа заболела и умерла, а ученики апостола попросили его прийти.  «Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами на глазах предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна (так переводится имя Тавифа – прим. автора), живя с ними» (39)

Эдвин Лонг (1829-1891) – английский портретист, автор исторических, библейских,  жанровых сцен. Он побывал в Испании, Сирии,  Египте, увиденное отражалось в его полотнах.


Картина  «Собрание Доркас в шестом веке нашей эры» приводит нас в христианский храм, в котором последовательницы и поклонницы Тавифы продолжают ее дело: шьют рубашки и платья для тех, кто приходит в церковь.


Эдвин Лонг, Собрание Доркас в 6 веке нашей эры, 176х257 см, частное собрание

Центральный персонаж – женщина в светлом одеянии (видимо, кастелянша) перед которой на коленях стоит полуобнаженная девушка. Кастелянша предлагает ей какое-то платье, а просительница на коленях благодарит ее.

Справа возле входной арки стоят еще две женщины, ждут своей очереди. На их лицах – усталость и уныние.



Эдвин Лонг, Собрание Доркас в 6 веке нашей эры, фрагмент «Просительница»


Эдвин Лонг, Собрание Доркас в 6 веке нашей эры, фрагмент «Нуждающиеся»

Слева сидят за столом швеи с иглами в руках, закройщица что-то режет.


Эдвин Лонг, Собрание Доркас в 6 веке нашей эры, фрагмент «Швеи»

На стене – фрески: Христос с апостолами,  Иоанн Креститель с агнцем на плечах в окружении учеников, павлин (символ солнца и бессмертия). 

Но почему в названии картины – имя «Доркас»? Это – второе имя Тавифы. Общество Доркас появилось на острове Мэн в новое время, в декабре 1834 года. Основание этого общества было как бы благодарностью населения за избавление от холеры. Была и материальная необходимость в такой организации: во время эпидемии одежда и постельные принадлежности больных сжигались. Доркас собирала пожертвования (преимущественно – в виде ненужной одежды и белья) и распределяла их нуждающимся.

Другие отделения Доркас были основаны в Америке миссионерами в начале 1800 годов.

 Общества Доркас действуют до сих пор по всему миру.

В Израиле при синагогах существуют группы такого рода. Им принадлежат ящики сбора одежды, которые выставляются на улицах в разных местах. Собранная одежда стирается, сортируется, раскладывается по видам и выдается нуждающимся, которые приходят в синагогу.


Ящик сбора ненужной одежды, Тель-Авив, фото автора

Не все попадает в эти ящики: кучки одежды можно увидеть на улицах. Ее не выбрасывают, а выкладывают, чтобы одежду (и обувь) мог использовать тот, кому это необходимо. И люди смотрят и берут.

Сегодня в таких кучках нет тряпья, нет обносков: чуть поношенные вещи, вместо которых в гардеробе бывших хозяев появились новые, более модные. Эти кучки никак нельзя сравнить с тем, что запечатлел на своем полотне Ральф Хедли (1848-1913) – английский художник, автор многих жанровых зарисовок с улиц Англии. На этой картине – старьевщица на набережной продает собранные на улицах вконец изношенные вещи (иногда – купленные за бесценок).


Ральф Хедли, Одежда бедняков, 1898, 97х120 см, Laing Art Gallery, Англия

Справа - стоящая на коленях босая девочка выбирает себе обувь.


Ральф Хедли, Одежда бедняков, фрагмент «Девочка выбирает обувь»

Слева – мама примеряет сыну курточку.


Ральф Хедли, Одежда бедняков, фрагмент «Мама примеряет сыну курточку»

На блошином рынке в Тель-Авиве и сегодня можно увидеть горы поношенной одежды – бизнес живет и дает жить и продавцу, и покупателю. И надо полагать, что если он (бизнес) существует тысячелетия, то думать о его исчезновении в ближайшее время не приходится...




Комментариев нет:

Отправить комментарий