пятница, 28 ноября 2014 г.
Питер де Хох. Дворяне развлекаются.Где и как?
У Питера
де Хоха (голландский художник XVII века) есть картины – почти документальные
свидетельства небезвинного времяпровождения его состоятельных современников –
дворян. Некоторые из них как бы составляют череду событий.
Музыкальный вечер во дворе
Музыкальный
вечер во дворе , 84х69 см, 1677, The National Gallery,
Лондон, Англия
Просторный
двор большого дома. За входной аркой, в которой видна мужская фигура со шляпой
подмышкой, - канал, дома на другой его стороне, заходящее солнце.
Музыкальный
вечер во дворе, фрагмент «Канал и дома на набережной»
Во
дворе – полумрак. За столом – он и она, у нее в руке бокал, он что-то взял со
стоящего перед ним блюда. Слева – женщина играет на альте, сопровождает
свидание. Оба веселы, улыбаются. Вечер удался. И обещает быть еще более
приятным...
Музыкальный
вечер во дворе, фрагмент «Воркующая
пара»
Карточные игроки
The card players (Карточные игроки) 67х77 см, 1663,
Лувр, Париж, Франция
Как пишут искусствоведы, эта сцена –
забавы в в доме удовольствия. Богатство дома очевидно: роскошные полы, камин с
колоннами, картины, отделанные под золото стены. И женщины - они очень молоды и красивы.
Судя по всему, это – недешевые
продажные женщины, и желающий получить свою дозу удовольствия не может сделать
это походя (заплатил – получил – уходи). В этом доме есть правило: сначала вино
и карты, а уже потом – все остальное.
Пара сидит возле камина: в доме не
слишком тепло. Она показывает свои карты кавалеру, стоящему сбоку с бокалом,
хвалится выигрышем – ей выпали тузы. У полуоткрытого окна (эти уже разогрелись)
рыцарь плавно переходит от разговоров к натиску: правая рука на талии, вторая
захватила руку дамы.
Возле двери стоит мальчик с кувшином
вина и намерением наполнить опустошенный бокал.
The card players (Карточные игроки), фрагмент «Пара у
окна»
Все обещает несомненное удовольствие...
Приятная компания
Interior with Figures (Приятная компания), 58х69 см, 1663,
Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
В окно
льется неяркий свет, скорее всего, день клонится к вечеру.Роскошно отделанная
комната, шкаф из палисандрового дерева, орнаментированный пол, картина с
эротической сценой.
За
столом – молодая женщина, почти ребенок,
протягивает наполненный бокал стоящей рядом красотке. Пустой бокал у нее
в правой руке. Рядом с ней – мальчик, служка с кувшином вина.
Напротив
девушки сидит длинноволосый дворянин с трубкой в руке и шляпой на коленях. В
дверном проеме, ведущем в анфиладу комнат, видно другого гостя, который, как
видно, пытается избавиться от нищего, стоящего у входа с протянутой шляпой.
Interior with Figures
(Приятная компания), фрагмент «Нищий»
Загадка
картины: женщины пьют (или собираются выпить), а что же мужчины? Для них даже
бокалы не принесли.
Сидящий
мужчина, видимо, пришел недавно. Ему еще не совсем ясно, как будут развиваться
события: шляпа на коленях, он не нашел места, куда ее положить.
И
как-то странно выглядит тот, который разговаривает с нищим. Как будто он пошел
устранить какие-то помехи свиданию (мальчик с кувшином вот-вот уйдет).
Девушка
в хорошем настроении, улыбается открытой улыбкой. У нее есть желание продолжить
веселье. А что же стоящиая рядом? Она явно старше. В комнате нет достаточного
количества стульев, нехватает по меньшей мере двух. Может быть, они стоят в стороне, вышли, так
сказать, за рамку.
Определенно
смущает картина с обнаженными фигурами, висящая над шкафом. Это какой-то намек
на атмосферу дома. Какой? Кто эти женщины? Чего вдруг среди бела дня пить вино?
Что это
за мужчины? Похоже, что сидящий – не свой, новенький. А тот, который вышел,
ведет себя почти по-хозяйски.
Сейчас
они выпьют, закусят и уйдут из большого зала в более уютные комнаты...
Молодая пара в интерьере
Interior with a Young Couple (Молодая
пара в интерьере), 55х63 см, 1662, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Спальня.
Через анфиладу просматривается богатая отделка стены – элемент, который
соединяет в серию несколько картин.
Перед
альковом, в глубине которого видны подушки, - мужчина и женщина. Женщина
поправляет прическу, в ее правой руке – платок. Мужчина сидит (неизвестно на
чем, он как бы повис в воздухе), перед ним – песик. Песик пришел за лаской.
Interior with a Young Couple, фрагмент «Мужчина
успокаивает собаку)
У
картины есть второе название – «После». Оно как-то не вяжется с аккуратно
заправленной кроватью в алькове и очень аккуратно одетыми персонажами. Скорее
всего, эта сцена – до, а не после. Женщина только что начала разоблачаться,
сняла платок, а потом в раздумьи, в сомненьи, в нерешительности оттягивает
развязку, поправляя прическу.
Тем
временем мужчина пытается задобрить песика, успокоить его. У пса поджат хвост,
он испуган, скорее всего, подвывает. А если он подаст голос – это может
испортить все!
Продолжение
вот-вот последует...
Женщина с кувшином воды и мужчина возле кровати (Служанка)
Woman with a Water
Pitcher, and a Man by a Bed (The Maidservant), 62х52 см, 1670, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Очень
позднее утро. В центре картины на фоне солнечного света, отраженного золотистым
покрытием стен (опять золотая окраска стен!), - служанка с кувшином воды на
подносе. Она движется направо, к фигуре, которая сидя на стуле, натягивает чулок
(или гетру). Полотенце на ее руке говорит о том, что кому-то надо умыться.
Скорее всего – мужчине, которому нужно стереть с лица следы ночи (у женщины еще
будет время).
На
покрытом ковром столе - куча одежды (вперемежку женская и мужская), сверху
лежит шляпа. Пара спешила, но не очень – кавалер кинул было ее на пол, но потом
решил поднять и водрузить наверх.
Картина
выглядит неуравновешенной, как будто справа чего-то нехватает. У самого обреза
на белых подушках виден локоть. И это – действительно обрез. Как пишут
искусствоведы, в прежних каталогах было упоминание о лежавшей на кровати
женщине. Ее обрезали (поэтому она – в прошедшем времени).
Мужчина
обозначен несколько лучше, но все равно – как-то не очень четко. Он смотрит в
сторону кровати, на женщину. Доволен ли он? Однозначно определить невозможно,
но кажется, что не очень. То ли она его вымотала (он слегка сгорбился), то ли
сейчас она говорит о деньгах.
Woman with a Water Pitcher, and a Man by a Bed, фрагмент "Одевающийся любовник"
Название
картины дословно переводится так: «Женщина с кувшином воды и мужчина возле
кровати (Служанка)». А можно – точнее и короче: «После».
Веселые
дома: музыка, вино, карты, приятные и доступные женщины...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий