четверг, 20 ноября 2014 г.

Питер де Хох. Женщина готовит мальчику бутерброд

  «Мать намазывает хлеб в то время как ее сын стоит рядом с ней, склонив голову в молитве над едой . Он собирается   в школу,    через открытую входную дверь видна ее вывеска  Schole . В маленькой треугольной нише над внутренним дверным проемом -  несколько книг и подсвечник.»   (Из текста, сопровождающего картину в музее Гетти)



Питер де Хох, Женщина готовит бутерброд мальчику, 66х53 см, 1660, J. Paul Getty Museum Лос-Анжелес, США

«Женщина, готовящая бутерброд мальчику» написана голландским художником Питером де Хохом (1629-1684) приблизительно между 1661 и 1663 годами, возможно, во время его недолгого пребывания в Дельфте, но наиболее вероятно, когда он жил в Амстердаме. К сожалению, неизвестно, была ли картина написана по заказу или для продажи на открытом рынке. Точно, что ничего неизвестно о ее ранней истории. Впервые она упоминается в апреле 1750 года в каталоге амстердамского аукциона, составитель каталога с восторгом описывает ее как «очень естественную и искусную». (Из книги Wayne Franits “Pieter de Hooch, A woman preparing bread and butter for a boy”, издание музея Гетти, 2006 год)

Пожалуй, это одно из самых грустных полотен художника. Комната с полом, выложенным терракотовой плиткой. Слева видна дверь (в кладовую?), почти в центре – открытый выход на улицу через прихожую с мозаичным полом, из которой лестница ведет на второй этаж. Комнату и прихожую разделяет застекленная витражом перегородка. На переднем плане сидящая на стуле женщина в темном платьи и черном чепчике держит в левой руке хлеб. Перед ней стоит табуретка, на табуретке – тарелочка с маслом (если верить названию картины), которое она отрезает ножом, чтобы положить на хлеб. У нее очень озабоченный, если не сказать – унылый вид. 


Питер де Хох, Женщина готовит бутерброд мальчику, фрагмент «Голова женщины»

Рядом с ней – мальчик со склоненной головой, его руки сложены для молитвы.


Питер де Хох, Женщина готовит бутерброд мальчику, фрагмент «Голова мальчика»

На верхней губе пробивается пушок, на его устах – едва заметная улыбка. Он смотрит на маму, но его мысли уже не с ней, они – на другой стороне улицы, на солнечной стороне. Там нет уныния, там другая жизнь. Сейчас он получит свой завтрак – и в школу, к друзьям-товарищам.

Комната – в полумраке, за спинами матери и сына – густая тень, из которой на фоне просвечивающих витражей выступает силуэт мужчины в шляпе.


Питер де Хох, Женщина готовит бутерброд мальчику, фрагмент «Голова мужчины за окном»

Видимо, совсем недавно дом был полон достатка и (возможно) радости. О достатке говорят книги на полке и картина над входом. Об этом же говорит мозаичный пол в прихожей и второй этаж.

Женщина одета в темное платье, на голове – черный чепчик, за ее спиной – густая тень и несоразмерно большой силуэт мужской головы. Надо полагать, что такое сочетание неслучайно: кормилец, глава семьи покинул этот мир (может быть, совсем недавно). И его тень, его дух присутствует в этом доме.

Было все – и все рухнуло. Нет хозяина в доме, нет отца для сына. Средств к существованию тоже нет, продано все, что можно было продать, комната почти совсем пустая. Отсюда и тоска, которую художник подчеркнул почти черной тенью за спинами своих персонажей.


Питер де Хох, Женщина готовит бутерброд мальчику, фрагмент «Остатки прежней жизни книги и картина»

Настоящее не радует, но какая-то надежда есть: через улицу – школа, которую вот-вот должен закончить мальчик. Он получит образование и путевку в лучшую жизнь.
А пока мама готовит ему бутерброд...

 

Питер де Хох, Женщина готовит бутерброд мальчику, фрагмент «Табурет и скамеечка с автографом художника»


Питер де Хох, Женщина готовит бутерброд мальчику, фрагмент "Мозаика на полу"


Питер де Хох, Женщина готовит бутерброд мальчику, фрагмент "Масло"



Питер де Хох, Женщина готовит бутерброд мальчику, фрагмент "Дверь и школа через дорогу"



Комментариев нет:

Отправить комментарий