среда, 8 июня 2016 г.

Фредерик Солакру. Всё суета?

Комментариев нет:

Фредерик Солакру (Frédéric Soulacroix) - итальянский художник, сын известной пары скульпторов и художников Шарля Солакру и Джасинты Диофебо. Родился 1 октября 1858 года в Риме. В 1873 году, когда ему было 15 лет, поступил в Академию изящных искусств во Флоренции, через три года был принят в школу живописи.

Он сопровождал отца в его поездке в Булонь-сюр-Мер во Франции, когда нужно было расписывать фрески кафедрального собора, после чего они поехали в Париж. Вслед за этим семья вернулась в Италию. Художник скончался 3 сентября 1933 года в Чезене (Италия).

Много лет жил во Флоренции, писал романтические жанровые сцены с персонажами в костюмах восемнадцатого и девятнадцатого веков. Сегодня невозможно сказать, насколько точны были его костюмы, насколько они были современны ему, но детальная роспись не только делает их реалистичными, но и позволяет воспроизвести во всей полноте (попросту - сшить).

Жанровые сценки скорее искусственные, чем натуральные: позы, обстановка, выражение лиц. Но красочность полотен как бы закрывает все ненатуральности, их приятно видеть, изучать, наслаждаться искусством художника.

Красивые молодые женщины в одиночку, парами, компаниями, одетые или обнаженные, госпожи и служанки, флиртующие с молодыми мужчинами - штатскими или военными.

А военные! Какие они красавцы, какие они бравые! А мундиры! Нет слов, одни восторги!


Фредерик Солакру, Флирт, 74х81 см, частная коллекция

"Флирт".  Начищенный до блеска гусар в салоне знатной (по крайней мере, небедной) дамы. Судя по его напряженной позе, это его первый визит, он еще не знает, что ему будет позволено. Его взгляд - взгляд преданного пса. А она явно забавляется  его натянутым, как струна, состоянием.




Фредерик Солакру, Визит, частная коллекция
 "Визит". Этот офицер, видимо, уже не первый раз посещает даму. Может быть, это его письмо у нее в руке. Он пришел за ответом, он что-то спрашивает, просит. Получит ли желаемое?  Очень может быть, выражение ее лица не жестокое, скорее приветливое.



Фредерик Солакру, Галантный офицер, 82х62 см


"Галантный офицер".  Дама полусвета позволила проводить себя до квартиры, которая располагается под самой крышей. Надо полагать, что еще секунда - и они откроют дверь. О чем они беседуют у входа - непонятно. Скорее всего, она пытается его отговорить (у нее что-то не в порядке). Но он - бравый военный, он не отступит, он получит свое, чего бы это ему ни стоило (ружье в руках - залог успеха).


Фредерик Солакру, Поцелуй джентльмена, 98х66 см, частная коллекция

"Поцелуй джентльмена". Этот визит в роскошный дом (может быть, дворец) - желанный, ожидаемый: она с удовольствием протянула руки для поцелуя. Он целует и заглядывает ей в глаза. Дверь открыта, как бы приглашает не останавливаться.




Фредерик Солакру, Жемчужное ожерелье, 84х66 см, частная коллекция

" Жемчужное ожерелье". Он вошел и - вот так сюрприз! - показывает свой подарок: у него в руках футляр с длинным жемчужным ожерельем. Какая неожиданность! И какая радость!


Фредерик Солакру, Предложение руки и сердца, 91х75 см, частная коллекция

"Предложение руки и сердца". Шляпа - на полу возле стула, у него от волнения слегка кружится голова (он опирается на стол). Правда, на ее лице не читается радость, она как будто о чем-то мечтает. По его лицу видно, что он просто умирает - ждет от нее положительного ответа.


Фредерик Солакру, Объятие

"Объятие". Он застал ее врасплох и вот-вот обнимет! Она сопротивляется, слегка, видимо, ей это нравится!


Фредерик Солакру, Подражание, 55х25 см, частная коллекция

"Подражание".  В гостях или в какой-нибудь галерее изящных искусств: разве можно устоять перед искушением сравнить себя с богиней? Когда еще представится такая возможность?


Фредерик Солакру, Суета, 76х46 см, частная коллекция

"Суета". Закончились дневные заботы (и ночные тоже). Можно приготовиться ко сну, сбросить с себя всю одежду и, по возможности, все переживания: суета сует, все суета. За ширмой ждет мягкая постель - и покой на несколько часов. Завтра все повторится...








Read More

четверг, 2 июня 2016 г.

Габриэль Метсю, «Нежданный визитер». Кто же это пришел?

Комментариев нет:

Габриэль Метсю (1629-1667) – художник голландского «золотого века голландской живописи». Родился в семье художника, в возрасте 18 лет стал одним из основателей гильдии св. Луки в Лейдене. Писал портреты, исторические картины, жанровые сценки от игривых до сугубо домашних. Одна из таких «сугубо домашних» - «Неожиданный визитер».




Габриэль Метсю, Нежданный визитер, 1661, 67х60 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Не очень раннее утро солнечного дня: свеча уже погашена, но ее еще не успели убрать. Рядом со свечкой – кувшин с водой для утреннего туалета.


Габриэль Метсю, Нежданный визитер, фрагмент «Свеча и кувшин»

Богатый дом, можно сказать – даже очень богатый: тисненые золотом обои, кресло с резными ножками, в проеме двери видна картина в широкой золоченой раме, на столе – зеркало со створками.



Габриэль Метсю, Нежданный визитер, фрагмент «Отделка стен»


Габриэль Метсю, Нежданный визитер, фрагмент «Тисненые кожаные обои»



Габриэль Метсю, Нежданный визитер, фрагмент «Ножки кресла»

(По поводу золоченых кожаных обоев: может показаться, что это – фантазия художника, что такого на самом деле не было, уж слишком роскошно. Однако это не так. Вот что пишет Вэйн Франиц в своей работе  «Питер де Хох. Женщина готовит бутерброд мальчику»: «Обращает на себя внимание богатая облицовка стен, выполненная из золоченой кожи, декоративная отделка, модная в домах элиты в этот период. По счастливой случайности редкий сохранившийся пример этого типа покрытия стен сохранился в Государственном музее Амстердама».

Вряд ли картина списана с натуры, несмотря на то, что такой интерьер вполне мог быть в богатых домах. Скорее всего, художник следовал рекомендациям посредников, которые просили «рисовать покрасивее», чтобы легче шли продажи.)

В комнате - три особы женского пола и один молодой человек. В центре красно-белым пятном выделяется слегка небрежно одетая девица (накидка спала с плеча на спину), она не то спускается с кровати, не то пытается лечь. В алькове белеет смятая подушка, простыня сползает с кровати, ее домашние туфли разбросаны.

За столом сидит одетая девушка, ее явно веселит происходящее (у нее очень интересная прическа и заколка для волос). В ее левой руке – пакетик, может быть, с каким-то порошком.


Габриэль Метсю, Нежданный визитер, фрагмент «Подруга перед зеркалом»


Габриэль Метсю, Нежданный визитер, фрагмент «Прическа и заколка»

А радостный молодой человек рвется вперед (не очень понятно, к кому), его благородный порыв сдерживает служанка (она попроще одета и у нее на поясе – связка больших ключей).




Габриэль Метсю, Нежданный визитер, фрагмент «Веселый гость»

Что же происходит? Можно предположить, что это – визит к подруге. Вид девушки около кровати наводит на мысль, что она не совсем здорова. По этому поводу к ней пришла родственница, принесла лекарство. Они  только-только собрались (вместе со служанкой) закончить утренний туалет, как появляется друг. Совсем некстати – хозяйка не в форме, она плохо себя чувствует (возможно, ее качнуло при попытке встать, она оперлась о кровать) и совершенно не настроена принимать гостя (хотя по манере его поведения можно понять, что он здесь – свой человек: и пришел рано, и служанка его чуть ли не обнимает).

Совершенно непонятно, почему молодой человек такой радостный? Видимо, что-то случилось накануне, а сейчас, когда он видит своих подруг, его радует, что ничего страшного не произошло.

Незваного гостя выпроваживают. Сейчас девочки закончат туалет, больная примет лекарство, вернется в кровать. И тогда (может быть) юноше позволят войти в спальню, чтобы завершить визит вежливости поцелуями, словами утешения...








Read More