четверг, 14 апреля 2016 г.

Журавль, ворот, насос... Когда вода пришла в дом?

Комментариев нет:


«Потому что без воды
И не туды,
И не сюды»

Когда человечество научилось мыть посуду? Стирать? Никто не знает, нигде это не записано и не зарисовано. Сегодня мы открываем кран – течет вода и для питья, и для стирки, и для готовки. Можно ли ответить на вопрос: когда вода пришла в дом? Оказывается, можно. Весьма приблизительно, с точностью до 10-20 лет, но можно. Откуда это известно? Из картин и гравюр.

Голландские жанристы писали картины, делали зарисовки, не задумываясь об историческом значении своих трудов. Они делали то, что им нравилось, делали так, как их учили, тщательно выписывая все мелочи.

Адриан ван Остаде (1610-1685)– один из этого ряда. На многих его картинках присутствует вода (репродукции – с сайта Метрополитен музея, США). Точнее – устройства для добывания воды. Колодцы разного вида. Простейший – журавль. Посложнее – с блоком, с воротом. Самый сложный, последнее (в его картинках) достижение техники – насос.


 Адриан ван Остаде, Разговор, фрагмент «Колодец с журавлем»




Адриан ван Остаде, Горбатый скрипач, фрагмент «Колодец с блоком»

Преимущество колодца с воротом или с блоком – его можно было сделать под крышей, например, в амбаре. Но это еще достаточно громоздкое сооружение: нужно рыть колодец не только глубокий, но и широкий: в него опускается ведро. Мало того, его надо окантовать, чтобы можно было на край поставить и колодезное ведро, и другую посуду.



Виллем Кальф, Крестьянский интерьер с женщиной у колодца, 1642, фрагмент «Колодец с блоком»


  Хендрик Потьюл, Домохозяйка чистит рыбу во дворе, 1639, 45х36 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды


Хендрик Потьюл, Домохозяйка чистит рыбу во дворе, фрагмент «Рукоять ворота и вал колодца с веревкой»


Адриан ван Остаде, Башмачник, фрагмент «Водяной насос»

С появлением насоса необходимость в большой площади отпала. Осталась только одна забота: место для работы с рычагом насоса. Но это не помешало устроить насос внутри дома: на картине Корнелиса Дюсарта он показан очень детально (хотя картина посвящена мамаше, занятой своими детьми).


 Корнелис Дюсарт, Мамаша с детьми, 1690, 32х25 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Дом не богатый, обстановка – скудная, но есть одна деталь, которая говорит о том, что при всей бедности обитатели не отказали себе в удобстве. На заднем плане – водоразборная колонка!


Корнелис Дюсарт, Мамаша с детьми, фрагмент «Колонка»

Под хоботом колонки – корыто (или бетонное, или каменное), в которое стекает вода из насоса. В нем видны какие-то предметы, может быть, ложки, вилки и ножи, которые собирается вымыть хозяйка.

Процесс добывания воды далеко не прост: нужно просверлить в земле отверстие, вставить в него трубу, чтобы не обваливались стенки, поместить в эту трубу поршень с клапаном, который позволил бы воде войти в полость поршня и потом остаться в ней. Это – что внутри. А снаружи – надо сделать такую систему рычагов, чтобы поршень опускался до воды и чтобы потом, когда вода наберется, можно было относительно легко поднять ее на поверхность. (По сути конструкция представляет собой классический кривошипно-шатунный механизм: шатун нижним концом соединен с поршнем, верхний конец крепится на шарнире к кривошипу. Две опоры держат кривошип на крышке скважины, концы кривошипа поворачиваются в подшипниках скольжения.)

Вторую часть задачи обеспечивает рычаг с шаром на конце: этот груз и помогает поднять воду. 

К сожалению, в картине нет никаких намеков на канализацию. Возможно, она была простейшей: труба от корыта выходила на улицу, а при необходимости корыто затыкалось пробкой. Поскольку у каждого дома были какие-то грядки, то использованная вода вполне могла орошать огород (хотя вряд  ли в Нидерландах была в этом особая нужда: как пишут в Википедии, летом дожди идут практически без перерыва, по пять-шесть раз в день).

Голландские художники, сами того не зная, воссоздали в своих картинах процесс продвижения воды в дом. И сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что вода появилась в домах (внутри, не снаружи) не позднее 1690 года.


Read More

четверг, 7 апреля 2016 г.

Дюсарт Корнелис, «Деревенская ярмарка». Ярмарка в семнадцатом веке. А что сегодня?

Комментариев нет:

Корнелис Дюссарт (1660-1704) – нидерландский художник, ученик Адриана ван Остаде. В 1679 году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза художников). После смерти своего учителя завершил незаконченные картины Адриана ван Остаде и его брата Исаака (поэтому иногда можно принять работы Корнелиса за работы Адриана, даже лица на его картинах напоминают персонажей Адриана).



Лица на картинах Адриана ван Остаде и Дюсарта Корнелиса. Архив автора.

Одна из его картин – «Деревенская ярмарка». Солнечный летний день. Улица зажиточной деревни (почему зажиточной – очень аккуратные домики, нет и следа запустения). Настежь открыта створка окна, но нежарко: все одеты достаточно тепло.


Корнелис Дюсарт, Деревенская ярмарка, 37х33 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Двухэтажный дом старый: обшивка второго этажа в дырках, дверной косяк и порог подгнивают. Хозяин, видимо, не большой умелец: дыра на двери грубо забита куском доски. Штукатурка местами обвалилась, видно кирпичную кладку. Под стрехов видны несколько ячеек, похоже, что это скворчник (может быть, голубятня?).

На переднем плане – музыканты: пожилая, можно сказать, старая женщина крутит ручку шарманки (скорее всего – и подпевает себе) и такой же пожилой лиллипут в красном берете с рожком (его возраст выдают седоватые и редкие волосы). Жизнь у них незавидная: юбка на женщине в ремках, у ее спутника – стоптанные чувяки, грубо зашитые белыми нитками .штаны. Правда, женщина еще держит фасон: она улыбается своим слушателям. Судя по выражениям лиц зрителей, мелодия негрустная.


Корнелис Дюсарт, Деревенская ярмарка, фрагмент «Слушатели»

Они подошли к дому, который, вероятно, принадлежит старосте: на стене наклеено какое-то объявление. Хозяин дома в свободное от официальных занятий печет блины на продажу: на фасаде висит большая сковорода.

Взрослые члены семьи смотрят на улицу из дверей, младшие – развлекаются на улице. Самый маленький персонаж сидит на скамейке под окном, у него в руке вертушка. Он чем-то недоволен, капризничает. Может быть, ему  хочется не вертушку, а чего-то другого?

Мальчишка побольше – слева, прискакал на деревянной лошадке послушать музыку. И сестру с собой привел. Это – бедные соседи: обтрепанные штаны, обтрепанная шаль на девочке.


Корнелис Дюсарт, Деревенская ярмарка, фрагмент «Лошадка»

За музыкантами – пожилая пара, тоже прислушивается к музыкантам. Пес на переднем плане еще не проникся музыкой, лежит спокойно, не подвывает

Главное действие разворачивается на заднем плане. Видны крытые павильоны ярмарки и толпящаяся публика. Кто-то уже истратил все деньги, повернулся спиной к продавцам и собирается уходить, кто-то пользуется моментом: обнял не то жену, не то знакомую, может быть, уговаривает на покупку или что-нибудь еще.


Корнелис Дюсарт, Деревенская ярмарка, фрагмент «Павильоны»

Как часто проводилась такая ярмарка? Скорее всего – каждую неделю. Что на ней продавали? Сыры, мед, соленья, варенья, рыбу свежую, рыбу копченую, поделки, посуду и много чего другого. И каждую неделю в деревню приходили странствующие музыканты. И каждую неделю они пели одни и те же песни. Но публика была довольна, потому что других развлечений просто не было (разве что танцы).

Знатоки пишут, что до сих пор в Нидерландах есть деревни с еженедельными ярмарками. Может быть, это та самая деревня?
Read More