четверг, 31 марта 2016 г.

Цирюльники Дюсарта Корнелиса. Врачеватели или садисты?

Комментариев нет:

Корнелис Дюссарт (1660-1704) – нидерландский художник, ученик Адриана ван Остаде. В 1679 году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза художников). Его карикатуры с дотошностью изображают обстановку, в которой действуют персонажи.

«Хирург обрабатывает руку пациента». Хорошо освещенная комната с массой всяких интересных вещей: на громадном шкафу – глобус, череп, чайник. К потолку подвешено чучело невесть какого зверя. На стенке шкафа – какая-то официальная бумага, относящаяся ко времени правления эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. На низком столике справа – бумага с восковой печатью, видимо, выданный властями патент.

Перед зрителем – орущий пациент, рядом с ним – невозмутимый цирюльник. В правой руке врачевателя – инструмент, которым он ковыряется в ране. За спиной пациента – его жена,  она с ужасом следит за происходящим.


По гравюре Дюсарта Корнелиса, Хирург обрабатывает руку пациента


Дюсарт Корнелис, Хирург обрабатывает руку пациента, 1695

Карикатура - скажет читатель. И будет прав. Но давайте посмотрим на это глазами пациента. Куда ему податься: на локте нарыв от недавно полученной раны. Надо работать, а боль не дает двинуть рукой, не дает спать, вообще ничего не дает.

Бедолага вышел из дому на рынок вместе с женой (они купили морковки, пучки торчат из ее платья), увидел вывеску цирюльника и решился. Вот они оба на приеме: он уже в руках заботливого врачевателся, она – сочувствующий зритель. Он кричит от боли, она переживательно сложила руки (как певица в оперном театре).

Самое невозмутимое лицо – у цирюльника. Прежде всего, он должен показать, что он – специалист, что он уверен в себе, что на него можно положиться. Кроме того, он достаточно закален для того, чтобы вынести крики подопечных.

В его защиту можно сказать, что обезболивающих тогда не было (разве что молотком по голове – в очень сложных случаях). Ему, действительно, нужны были железные нервы и привычка к крикам пациентов. Можно предположить, что люди с такими задатками склонны к садизму. Но это все-таки не пытка, а попытка избавить человека от страданий.

Кстати, хирург подготовился к операции: на тумбочке лежит скатанный бинт (возможно, это – единственное изображение бинта в живописи того времени).

«Женщина и ее помощница ставят банки больной» - еще одна картинка, достойная внимания. Это тоже карикатура, шарж.


Корнелис Дюсарт, Женщина и ее помощница ставят банки больной, 1695


Корнелис Дюсарт, Женщина и ее помощница ставят банки больной, 1695

Далеко не просторное помещение с камином, над огнем висит котелок с каким-то варевом. На каминной полке – посуда и миска для бритья. К полке подвешен аттестат – разрешение на занятие парикмахерским делом (может быть, чем-то еще), аттестат солидный – с восковой печатью.

В комнате – три действующих лица, три женщины: одна – страдалица с распухшей ногой, вторая – лекарь-цирюльник, в очках с воронкой на голове, третья – ее помощница, на голове которой плетеная корзина, на поясе – спринцовка. Что у нее в руках – непонятно.

В этой картине - несколько интересных подробностей. Первое – головные уборы медиков. 

  Что приходит в голову – это прихоть художника. Но среди нидерландских пословиц есть приблизительно такая: «Надеть крышку на голову», что толкуется приблизительно так – никакой ответственности. То есть, лечим, но за результат не отвечаем. Помогает, но только отчасти, немножечко и иногда.

Вторая интересная подробность - что они делают. Они ставят банки.



Корнелис Дюсарт, Женщина и ее помощница ставят банки больной, фрагмент «Банки»

Слева – корзинка с банками, на  подогревателе для ног – горящая спиртовка (как бы ясна технология: банку подержать над огнем секунду и поставить в нужное место). Опухшая нога женщины – на краю кадушки, под ногой – полотенце. Ступня порядком напухла. Что ожидает лекарь? Скорее всего, что банка прорвет нарыв и его содержимое выльется в кадушку. А пока что у пациентки рот скривился от невыносимой боли. 

А зачем спринцовка наготове? Может быть, пациентка беременна и от боли может скинуть?

О банках – возможно, они тоже, как и бинт, первый раз нашли отражение в живописи того времени.

Карикатуры на врачевателей (которые - по совместительству - стригли и брили). При всей своей шаржированности они дают представление о том, какими средствами и как лечили больных 400 лет назад.
Read More

четверг, 24 марта 2016 г.

Корнелис Дюсарт, "Искусный башмачник". Как шьют рантовую обувь?

Комментариев нет:

Много ли среди читателей «Школы жизни» людей, которые видели работу сапожника? Не в смысле «готовое изделие», а в смысле процесса? Те, кто это видел, согласится со мной, что процесс завораживает. Ваш стоптанный туфель ставят на лапу, чистят или совсем убирают подошву и набойки от прошлых ремонтов, кладут на подошву кусок новой кожи, подбивают, ножом обрезают излишки. Потом то же самое делается с каблуком. Торцы зашлифовываются шкуркой, а затем ваш туфель с новым «протектором» подвергается чистке (но это уже особый разговор).

Если ваш мастер (имеется в виду сапожник) имеет дело с рантовой обувью, он при замеене подошвы заново прошьет рант. И вы получите как бы заново родившийся туфель.
Когда появилась рантовая обувь – неизвестно. Может быть, она была еще у древних греков или египтян. Как они ее шили – доступных сведений нет, как и картинок. Что-то очень похожее есть на колонне Траяна в Риме, но однозначно сказать, что это были рантовые сандалии – затруднительно.


Фрагмент колонны Траяна, Рим, Италия

В картинах голландских художников семнадцатого века рантовая обувь встречается довольно часто, но не более того. Обувь и обувь, никаких особых впечатлений по этому поводу не возникает. Но среди множества картинок бытового плана есть гравюра Дюсарта Корнелиса «Искусный башмачник», которая немного раскрывает тайны сапожного ремесла (в частности, рантовой обуви).


Корнелис Дюсарт, Искусный башмачник, 25х18 см, 1693, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

В мастерской башмачника – примерка. Пожилая мадам решила то ли поменять обувь, то ли прикупить что-нибудь более закрытое в преддверии холодов и ненастья. Она сидит на стуле, перед ней на коленях – мастер, пытается надеть ей новый башмак.


Корнелис Дюсарт, Искусный башмачник, фрагмент «Примерка»


Корнелис Дюсарт, Искусный башмачник, фрагмент «Мастер»

Видимо, башмак маловат, но мастер упорно хочет его натянут на ногу клиентки. На всякий случай он послал за другой парой (надо подняться по лестнице) своего помощника.


Корнелис Дюсарт, Искусный башмачник, фрагмент «Готовая обувь»

Если оглядеться, можно увидеть материалы, инструмент – и не только. Кроме мастера, есть еще три рабочих: один лезет за готовой обувью, второй шьет подошву, третий за столом (видимо, уколол руку).


Корнелис Дюсарт, Искусный башмачник, фрагмент «Колодки»


Корнелис Дюсарт, Искусный башмачник, фрагмент «Моток суровых ниток»

То, что мастер не один, говорит о его популярности – много заказов. Но есть еще один свидетель востребованности профессии – масляный светильник с четырьмя рожками: работать приходится и по вечерам.


Корнелис Дюсарт, Искусный башмачник, фрагмент «Четырехрожковая масляная лампа»

Сидящий слева работник подшивает подошву: шьет рант. Инструмент – шило с зубчиком для прокалывания дырки и протягивания нитки, материал – дратва (суровая нитка, натертая воском или гудроном – если нет воска - для прочности). Башмак на колодке притянут к колену петлей, проходящей под ступней работника. Для того, чтобы дратва не стиралась во время ходьбы, на подошве для нее предварительно прорезан паз, в который после затяжки стежка входит дратва.


Корнелис Дюсарт, Искусный башмачник, фрагмент «Подшивка подошвы»

Рантовая обувь всегда привлекала к себе знатоков. Со временем, с изобретением мощных клеев этот вид обуви из-за своей трудоемкости был вытеснен. Но он не потерял своей привлекательности, несмотря на то, что найти настоящую рантовую обувь не так просто, да и платить за нее надо намного дороже.

Вот пример обманки: вроде бы рант есть, а на самом деле – подошва приклеена. Мало того, она сделана из материала, который разрушается сам по себе, независимо от того, обувь в эксплуатации или в шкафу.

Рантовая обувь долговечна. В этом смысле она далеко отстала от современности: очень многие не хотят носит одну и ту же вещь много лет. Меняется мода, меняются фасоны, проще купить новую пару, чем ремонтировать старую. Но если вам захотелось именно рантовую обувь – теперь вы знаете, как это делается и как вас могут обмануть.


                                               Подошва отвалилась. Фото автора



Подошва отвалилась. Фрагмент «Рантовый шов».


Read More