четверг, 31 марта 2016 г.
Цирюльники Дюсарта Корнелиса. Врачеватели или садисты?
Корнелис
Дюссарт (1660-1704) – нидерландский художник, ученик Адриана ван Остаде. В 1679
году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза
художников). Его карикатуры с дотошностью изображают обстановку, в которой
действуют персонажи.
«Хирург
обрабатывает руку пациента». Хорошо
освещенная комната с массой всяких интересных вещей: на громадном шкафу –
глобус, череп, чайник. К потолку подвешено чучело невесть какого зверя. На
стенке шкафа – какая-то официальная бумага, относящаяся ко времени правления
эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. На низком столике справа – бумага с
восковой печатью, видимо, выданный властями патент.
Перед зрителем
– орущий пациент, рядом с ним – невозмутимый цирюльник. В правой руке
врачевателя – инструмент, которым он ковыряется в ране. За спиной пациента –
его жена, она с ужасом следит за
происходящим.
По гравюре Дюсарта Корнелиса, Хирург обрабатывает руку пациента
Дюсарт Корнелис, Хирург обрабатывает руку пациента, 1695
Карикатура -
скажет читатель. И будет прав. Но давайте посмотрим на это глазами пациента.
Куда ему податься: на локте нарыв от недавно полученной раны. Надо работать, а
боль не дает двинуть рукой, не дает спать, вообще ничего не дает.
Бедолага вышел
из дому на рынок вместе с женой (они купили морковки, пучки торчат из ее
платья), увидел вывеску цирюльника и решился. Вот они оба на приеме: он уже в
руках заботливого врачевателся, она – сочувствующий зритель. Он кричит от боли,
она переживательно сложила руки (как певица в оперном театре).
Самое
невозмутимое лицо – у цирюльника. Прежде всего, он должен показать, что он –
специалист, что он уверен в себе, что на него можно положиться. Кроме того, он
достаточно закален для того, чтобы вынести крики подопечных.
В его защиту
можно сказать, что обезболивающих тогда не было (разве что молотком по голове –
в очень сложных случаях). Ему, действительно, нужны были железные нервы и
привычка к крикам пациентов. Можно предположить, что люди с такими задатками
склонны к садизму. Но это все-таки не пытка, а попытка избавить человека от
страданий.
Кстати, хирург
подготовился к операции: на тумбочке лежит скатанный бинт (возможно, это –
единственное изображение бинта в живописи того времени).
«Женщина и ее
помощница ставят банки больной» - еще
одна картинка, достойная внимания. Это тоже карикатура, шарж.
Корнелис Дюсарт, Женщина и ее помощница ставят банки больной, 1695
Корнелис Дюсарт, Женщина и ее помощница ставят банки больной, 1695
Далеко не
просторное помещение с камином, над огнем висит котелок с каким-то варевом. На
каминной полке – посуда и миска для бритья. К полке подвешен аттестат –
разрешение на занятие парикмахерским делом (может быть, чем-то еще), аттестат
солидный – с восковой печатью.
В комнате – три
действующих лица, три женщины: одна – страдалица с распухшей ногой, вторая –
лекарь-цирюльник, в очках с воронкой на голове, третья – ее помощница, на
голове которой плетеная корзина, на поясе – спринцовка. Что у нее в руках –
непонятно.
В этой картине
- несколько интересных подробностей. Первое – головные уборы медиков.
Что
приходит в голову – это прихоть художника. Но среди нидерландских пословиц есть
приблизительно такая: «Надеть крышку на голову», что толкуется приблизительно
так – никакой ответственности. То есть, лечим, но за результат не отвечаем.
Помогает, но только отчасти, немножечко и иногда.
Вторая
интересная подробность - что они делают. Они ставят банки.
Корнелис Дюсарт, Женщина и ее помощница ставят банки больной,
фрагмент «Банки»
Слева –
корзинка с банками, на подогревателе для
ног – горящая спиртовка (как бы ясна технология: банку подержать над огнем
секунду и поставить в нужное место). Опухшая нога женщины – на краю кадушки,
под ногой – полотенце. Ступня порядком напухла. Что ожидает лекарь? Скорее
всего, что банка прорвет нарыв и его содержимое выльется в кадушку. А пока что
у пациентки рот скривился от невыносимой боли.
А зачем
спринцовка наготове? Может быть, пациентка беременна и от боли может скинуть?
О банках –
возможно, они тоже, как и бинт, первый раз нашли отражение в живописи того
времени.
Карикатуры на
врачевателей (которые - по совместительству - стригли и брили). При всей своей
шаржированности они дают представление о том, какими средствами и как лечили
больных 400 лет назад.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий