четверг, 31 марта 2016 г.

Цирюльники Дюсарта Корнелиса. Врачеватели или садисты?


Корнелис Дюссарт (1660-1704) – нидерландский художник, ученик Адриана ван Остаде. В 1679 году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза художников). Его карикатуры с дотошностью изображают обстановку, в которой действуют персонажи.

«Хирург обрабатывает руку пациента». Хорошо освещенная комната с массой всяких интересных вещей: на громадном шкафу – глобус, череп, чайник. К потолку подвешено чучело невесть какого зверя. На стенке шкафа – какая-то официальная бумага, относящаяся ко времени правления эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. На низком столике справа – бумага с восковой печатью, видимо, выданный властями патент.

Перед зрителем – орущий пациент, рядом с ним – невозмутимый цирюльник. В правой руке врачевателя – инструмент, которым он ковыряется в ране. За спиной пациента – его жена,  она с ужасом следит за происходящим.


По гравюре Дюсарта Корнелиса, Хирург обрабатывает руку пациента


Дюсарт Корнелис, Хирург обрабатывает руку пациента, 1695

Карикатура - скажет читатель. И будет прав. Но давайте посмотрим на это глазами пациента. Куда ему податься: на локте нарыв от недавно полученной раны. Надо работать, а боль не дает двинуть рукой, не дает спать, вообще ничего не дает.

Бедолага вышел из дому на рынок вместе с женой (они купили морковки, пучки торчат из ее платья), увидел вывеску цирюльника и решился. Вот они оба на приеме: он уже в руках заботливого врачевателся, она – сочувствующий зритель. Он кричит от боли, она переживательно сложила руки (как певица в оперном театре).

Самое невозмутимое лицо – у цирюльника. Прежде всего, он должен показать, что он – специалист, что он уверен в себе, что на него можно положиться. Кроме того, он достаточно закален для того, чтобы вынести крики подопечных.

В его защиту можно сказать, что обезболивающих тогда не было (разве что молотком по голове – в очень сложных случаях). Ему, действительно, нужны были железные нервы и привычка к крикам пациентов. Можно предположить, что люди с такими задатками склонны к садизму. Но это все-таки не пытка, а попытка избавить человека от страданий.

Кстати, хирург подготовился к операции: на тумбочке лежит скатанный бинт (возможно, это – единственное изображение бинта в живописи того времени).

«Женщина и ее помощница ставят банки больной» - еще одна картинка, достойная внимания. Это тоже карикатура, шарж.


Корнелис Дюсарт, Женщина и ее помощница ставят банки больной, 1695


Корнелис Дюсарт, Женщина и ее помощница ставят банки больной, 1695

Далеко не просторное помещение с камином, над огнем висит котелок с каким-то варевом. На каминной полке – посуда и миска для бритья. К полке подвешен аттестат – разрешение на занятие парикмахерским делом (может быть, чем-то еще), аттестат солидный – с восковой печатью.

В комнате – три действующих лица, три женщины: одна – страдалица с распухшей ногой, вторая – лекарь-цирюльник, в очках с воронкой на голове, третья – ее помощница, на голове которой плетеная корзина, на поясе – спринцовка. Что у нее в руках – непонятно.

В этой картине - несколько интересных подробностей. Первое – головные уборы медиков. 

  Что приходит в голову – это прихоть художника. Но среди нидерландских пословиц есть приблизительно такая: «Надеть крышку на голову», что толкуется приблизительно так – никакой ответственности. То есть, лечим, но за результат не отвечаем. Помогает, но только отчасти, немножечко и иногда.

Вторая интересная подробность - что они делают. Они ставят банки.



Корнелис Дюсарт, Женщина и ее помощница ставят банки больной, фрагмент «Банки»

Слева – корзинка с банками, на  подогревателе для ног – горящая спиртовка (как бы ясна технология: банку подержать над огнем секунду и поставить в нужное место). Опухшая нога женщины – на краю кадушки, под ногой – полотенце. Ступня порядком напухла. Что ожидает лекарь? Скорее всего, что банка прорвет нарыв и его содержимое выльется в кадушку. А пока что у пациентки рот скривился от невыносимой боли. 

А зачем спринцовка наготове? Может быть, пациентка беременна и от боли может скинуть?

О банках – возможно, они тоже, как и бинт, первый раз нашли отражение в живописи того времени.

Карикатуры на врачевателей (которые - по совместительству - стригли и брили). При всей своей шаржированности они дают представление о том, какими средствами и как лечили больных 400 лет назад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий