среда, 15 мая 2019 г.
Адриан Браувер. Деревенская цирюльня. А здесь хоть кто-нибудь стрижет и бреет?
«Эта картина датируется
временем сразу после того, как Браувер переселился в Антверпен,
куда он приехал из Гарлема
или Амстердама. Цирюльник, шарлатан
и хирург, - сельский парикмахер может делать все, что угодно. Здесь он оперирует ногу пациента. Типичными для Браувера
является, помимо эмоциональности,
выхваченные из жизни моменты и точно расцвеченные
ткани, которые выделяются на фоне несколько
скучной палитры.» (Сопроводительный текст на сайте музея)
Адриан Браувер, Деревенская цирюльня, 31х40 см,
1631, Старая пинакотека Мюнхен, Германия
Темноватая и грязноватая комната убогого дома:
земляной пол, подслеповатое окно, нищая мебель. В правом дальнем углу возле самого
обреза картины виден камин c
конусообразным дымоходом.
На переднем плане справа - лавочка, на которой
стоит бутыль, ближе к зрителю – жбан, закрытый дощечкой, на которой стоит
подсвечник. На скамеечку опирается метла (по конструкции – почти сегодняшняя, а
картине – четыреста лет!).
Адриан Браувер, Деревенская цирюльня, фрагмент
«Метла»
В центре полотна – сидящий на каком-то ящике персонаж
в голубых брюках, в курточке, из-под которой выглядывает белая рубашка с
большим отложным воротником. Он безнадежно лыс, на голове остался только
чубчик. Может быть, это следствие какой-то болезни. Бедняга, возможно, шел
куда-то далеко или издалека (в левом углу – палка, шляпа, большой мешок с
завязанной горловиной). Скорее всего, он давно занозил ногу, заноза
воспалилась, и сидящий против него специалист режет нарыв. Больно, пациент от
боли даже приподнял левую руку, рот приоткрыт в сдержанном стоне.
Адриан Браувер, Деревенская цирюльня, фрагмент
«Обработка ноги»
На втором плане – немолодая женщина у конторки.
На ней темная кофта и длинная, до полу
юбка. Сразу за ней – приоткрытая дверь в прихожую, на простенке – полка с
черепом (атрибут лекаря). У женщины в левой руке перо, видимо, она ведет учет
посетителей. Что еще она записывает - приходно-расходные операции? Вероятнее
всего, это жена лекаря, одновременно и уборщица. Она несколько недовольна тем,
что очередной посетитель (его видно в проеме двери) вторгается в столь
напряженный момент.
Странновато выглядит сочетание конторки и
кресла: или конторка висит в воздухе, или
кресло сломано.
Адриан Браувер, Деревенская цирюльня, фрагмент
«Регистратура»
Цирюльник в красной шляпе, в белой рубашке, в
куртке, подпоясанной не то полотенцем, не то широким поясом стоит перед
посетителем, преклонив колено. На ногах туфли с отваливающейся подошвой (под
левой ногой виден какой-то предмет, может быть, это не подошва, а какая-то
палочка). Он близорук, его нос почти вошел в ранку, но держится достаточно
уверенно: крепко держит и ногу, и нож. Видимо, сейчас он готовится сделать
надрез: нож возле нарыва, но крови еще нет. Он сосредоточен, как лев перед
прыжком.
Антисанитария ужасная, нигде не видно даже
тазика с водой, чтобы можно было помыть руки или намочить тряпку – протереть
операционное поле. Но другого нет, есть только такой знаток, который хоть
как-то может помочь.
Да, а что происходит в углу у окна? В
простенке – полка с булылями и склянками. На стуле, лицом к свету, сидит
пациент с запрокинутой головой. Слева от него – тумбочка, на которой лежит его
шляпа и несколько предметов непонятного назначения (надо полагать, что среди
них есть брусок для доводки бритвы, нечто вроде мыла и что-то
кровоостанавливающее). А перед ним – парикмахер, который обрабатывает его
бороду.
Адриан Браувер, Деревенская цирюльня, фрагмент
«Бритье»
Цирюльня работает...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий