среда, 22 мая 2019 г.
Дюма и печная труба: ошибка или умысел? Еще раз про мушкетеров
На нескольких картинах Адриана
Браувера (1605−1638) изображен очаг: на земляном полу комнаты разводится огонь,
а дым уходит из помещения в кирпичную трубу. Это очень интересная деталь,
которая подтверждается сценой у Дюма в «Трех мушкетерах».
Александр Дюма-отец (1802−1870) в
своем романе «Три мушкетера» описывал события, происходившие в начале ⅩⅤⅠⅠ
века, спустя почти двести лет. Но двести лет расстояния дали о себе знать не
только в описании исторических событий, но и в деталях. Есть неточности,
которые при всей своей незначительности искажают реальность.
Для такого мэтра, как Александр
Дюма, даже исторические события или лица были всего лишь материалом для
очередной захватывающей истории. А аккуратность во всяких мелочах — есть
так есть, а нет, так и что из того?
Вероятнее всего, Дюма мог точнее
описать бытовые подробности, и для него это не составило бы особого труда.
Но в пылу творчества автор забыл оглянуться, осмотреться — иначе в его
произведении не появилась бы фраза: «Трактирщик отворил дверь большой
комнаты, где совсем недавно вместо прежней дрянной печурки поставили прекрасный
большой камин» (из главы «О пользе печных труб»).
Даже во времена Дюма в Париже было
достаточно старых домов, с которых можно было написать сцену, как Атос
подслушивал разговор кардинала и миледи. История сохранила для нас почти
фотографическое изображение обстановки, в которой мог произойти этот эпизод. И
это изображение донесли до нас картины Адриана Браувера.
Итак, кардинал едет на встречу с
миледи в какую-то деревушку. То есть в место, где по определению не может быть
богатого жилья. Эту же мысль подтверждает и вопрос кардинала к
трактирщику: не найдется ли для его спутников теплая комната, в которой они
могут провести некоторое время в ожидании. И тут открывается дверь — и
всплывает «новый роскошный камин». Да еще поставленный рядом (!) с
полуразобранной печью, от которой сохранилась труба!
Я думаю, что при той скученности,
я бы даже сказал «скукоженности» бытия ни один домохозяин не стал бы
занимать место в комнате дополнительной топкой. Кроме того, отдельно стоящий
камин потребовал бы новой трубы, которая, естественно, должна была пройти
через верхний этаж и завершиться над крышей. Совершенно ясно, что сохранять старое
рядом с новым не имело никакого смысла.
Но привычка мыслить роскошно
поставила-таки в комнате роскошный камин. Но это еще не все. «Раздумывая и
прогуливаясь, Атос ходил взад и вперед мимо трубы наполовину разобранной печки;
другой конец этой трубы был выведен в комнату верхнего этажа» (там же).
Если
верить написанному, труба была разобрана и почти висела в воздухе! Мало того,
ее разобрали и сверху, и в той комнате, где встретились кардинал и миледи,
остался ее открытый конец.
И это не последний промах классика.
Запах. Может быть, вам приходилось нюхать сажу при чистке печей? Скажу вам,
запашок не очень… И вот кардинал вместе с миледи находятся в комнате с
полуразобранной печной трубой. В каком аромате проходила эта встреча?! Если вы
все это можете себе представить, то вам будет понятно, что лучше бы Дюма
еще раз продырявил пол (как в эпизоде с Констанцией Бонасье).
Ясное дело, не мог Александр Дюма поместить
своих героев в совсем неблагородную обстановку, заставить их проводить время у
какой-то открытой топки (как это у Адриана Браувера). Хоть какой-то элемент,
соответствующий статусу мушкетеров, должен был присутствовать в этом доме. И
появился камин.
Но этого мало — где интрига?
Идея интриги в том, что Атос подслушал разговор миледи с кардиналом через печную
трубу! И воображение автора совершенно подавило его соображение!
Конечно,
классику вовсе не обязательно было вникать в такие тонкости и принимать во
внимание точку зрения низкого люда. Главное, что он донес до нас в
увлекательнейшей форме имена людей, вершивших судьбы мира и Франции.
Наверное, многие узнали про
кардинала Ришелье и герцога Бекингема не из учебников. Очень может быть, что
для некоторых читателей истории, написанные Александром Дюма, представляются
истинными. И не так уж существенно, был прекрасный камин в нищем деревенском
доме или нет.
Адриан Браувер, В таверне, 25х33 см, Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий