четверг, 26 июля 2018 г.

Питер Брейгель Старший, "Крестьянская свадьба". Что в ней интересного?




Питер Брейгель Старший по прозвищу "Мужицкий" (1525-1569) – нидерландский художник. О его родителях ничего неизвестно. Судя по всему, у него были выдающиеся способности, так как еще мальчиком он был принят на обучение к Ван Альсту, придворному художнику императора Карла V. Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище "Мужицкий" он получил за свои картины, отражающие быт крестьян. 

Его дети – Питер Брейгель Младший (1564-1636) и Ян Брейгель Старший (1568-1625). Дети были не менее знамениты, чем отец. Питер Брейгель Младший получил прозвище "Адский": ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь. Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли "Бархатным", "Райским", "Цветочным".

Судя по тому, насколько подробно художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы – как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать "парад красок".


 Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572

Одна из таких картин – "Крестьянская свадьба".

Осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей. На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове – разрисованный обруч. Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка – два волынщика.


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба,  1566, 114х164 см, Музей истории искусств, Вена, Австрия


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Жених и невеста"

Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками  (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Свиные ребрышки"

На стенке амбара прибита пара небольших снопов – символ плодородия новой семьи.


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Символ семейного плодородия"


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Разносчики"

На свадьбе есть и маленькие гости. Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье. А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Самый маленький гость"


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Еще один малыш"

Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Что можно так есть?"


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Амбарная деврь, снятая с петель"

(А разносчик – человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка резная, деревянная.)


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Ложка в шляпе разносчика"

Льется рекой эль, в руках гостей – кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Кравчий"


Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент "Музыканты"

Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов. От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе:  младшенький – невесты, старшенький – жениха. Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют. Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть – и не более того.

Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр – необычайно увлекательное занятие.



Комментариев нет:

Отправить комментарий