четверг, 15 марта 2018 г.

Николас Маес. Двойник Рембрандта?



 Николас Маес, (или Николас Маас) – художник того времени, которое получило название "Золотой век голландской живописи".  Он родился в Дордрехте в 1634 году в семье процветающего торговца Геррита Маеса.

 Мальчик рано проявил художественные способности, уже в четырнадцать лет он отмечен в мастерской Рембрандта. По каким-то причинам он через пять лет оставляет своего учителя и возвращается в родной Дордрехт.

Как пишут историки, Николас настолько перенял манеру своего гениального учителя, что до сих пор некоторые его картины воспринимаются как написанные Рембрандтом (знакомство с его полотнами дает основательное подтверждение такой точки зрения).

1655-1665 – годы жанра в творчестве художника. Он писал небольшие по размеру картины, стараясь воспроизвести магию цвета, которой его учил Рембрандт. Излюбленные сюжеты того времени – пряхи, занятые приготовлением пищи кухарки, кружевницы.


Николас Мае, Автопортрет, 1625, 63х50 см, Музей Дордрехта, Нидерланды

"Пряха". Аккуратно одетая старушка в очках сидит возле затейливой прялки (все ее детали – точеные). Судя по ее позе и движению, она ссучивает нитку. На стене – вертушка, на которую потом она смотает готовую нитку.. Справа  - камин, возле косяка – большая вилка для шевеления торфяных брикетов в камине и глиняный горшок (скорее всего, пустой). Камин или еще не раставливали, или он уже догорел: старушка довольно тепло одета. А на дворе не жарко, хотя и безоблачно (судя по пятну света на стене).


Николас Маес, Пряха, 1655, 41х33 см, Рийксмузеум, Амстердам, Нидерланды

"Молитва". Старая женщина села обедать: на столе горшочек с каким-то горячим блюдом (под ним подставочка). На большом блюде в центре стола – большой кусок отварной рыбы (скорее всего, лосось). В фаянсовом жбанчике – питье, на краю стола – круг хлеба, рядом лежат две булочки и есть еще нечто похожее на пирог с начинкой. 

Женщина погружена в молитву. О чем она просит Всевышнего? Наверное, о здоровьи, о  том, чтобы Он дал ей силы (судя по ее лицу – впалые щеки, глубоко запавшие глаза, она больна). Некоторый элемент, нарушающий святость молитвы, - кот, стягивающий скатерть со стола. Присутствие этого проказника – как бы намек художника: не уходите далеко от жизни.



Николас Маес, Молитва,  1656, 134х113 см, Рийксмузеум, Нидерланды

"Кружевница". Солнечный, но не жаркий день. Молодая женщина сидит возле открытого окна, плетет кружево на коклюшках. На стене – карта. Рядом с ней в стульчике – малыш (наверное, еще не умеет ходить). Он только что поел, на полу лежит стакан, пустой кувшинчик и плошка с ложккой. Малыш сосредоточенно смотрит вперед, видимо, он чем-то озадачен. А мамаша пользуется затишьем, чтобы хоть немного продвинуть работу (наверное, у нее очень срочный заказ, нет минуты, чтобы убрать с пола посуду). Еще момент – и маленький хулиган криком потребует внимания.

Почему художник повесил на стену карту? Скорее всего, перед нами – семья военного моряка, который уплыл на завоевание новых заморских территорий. Судя по обстановке, жизнь на грани бедности, отец семейства не присылает достаточно денег, поэтому его молодая жена зарабатывает плетением кружев.


Николас Маес, Кружевница, 1656, 45х53 см,  Метрополитенмузей, Нью-Йорк, США


Николас Маес, Кружевница, франмент "Карта"


Николас Маес, Кружевница, франмент "Посуда на полу"

 "Домоправительница подслушивает".


Николас Маес,  Домоправительница подслушивает, 1655, 75х60 см, Британская королевская коллекция, Англия

Действие происходит в зажиточном доме отставного сухопутного военачальника: огромная карта – свидетельница боевой славы - висит в полуподвальном помещении.

По очень крутой винтовой лестнице спускается миловидная молодая женщина со злорадной улыбкой. Куда она идет и зачем? Судя по названию, она ведает всеми слугами дома. И что-то ее насторожилов в поведении одной из прислужниц. Надо полагать, что каким-то образом ей стало известно о тайном свидании в погребочке под лестницей (кто-то продал влюбленных!). 

И вот она идет крадучись, держась за спущенную сверху веревку, чтобы не упасть и не спугнуть парочку. Ее улыбка – как бы увертюра торжества: охотница поймала дичь!
Непонятно присутствие мужчины с длинным предметом в левой руке, который очень похож на трубку для  набора вина из бочки (стакан в правой не вызывает сомнений в его намерениях). Кто он влюбленным? Сводник? Соглядатай?


Николас Маес,  Домоправительница подслушивает, фрагмент "Влюбленные"


Николас Маес,  Домоправительница подслушивает, фрагмент "Домоправительница"

Заметный след в  манере живописи художника оставил Антверпен, он жил там два года (1665-1667). Николас начинает писать портреты (видимо, жанровые картинки не приносили достаточного дохода).

В 1673 году Николас оставляет Дордрехт и переезжает в Амстердам.

"Портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала"


Николаес Маес, портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала, 1680, 148х124 см, Рийксмузеум, Амстердам, Нидерланды


Николаес Маес, портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала, фрагмент "Горящие корабли"

Корнелис Эверстен де Жонгсте (1642-1706) – потомственный моряк: моряками были его отец и его дядя, тоже лейтенант-адмирал. Все трое служили в Адмиралтействе Зееве в Мидделбурге, важной части голландского флота. Эвертсен был предан дому Оранских, о чем свидетельствует широкий шарф оранжевого цвета, которым он опоясан. Фон картины – горящие корабли в бухте (видимо, результат его военных действий).

Маес умер в Амстердаме в 1693 году. Множество его картин находится в музеях мира...


Комментариев нет:

Отправить комментарий