четверг, 11 января 2018 г.
Натюрморт «В амбаре» Хендрика Потюла. А куда направляется мужик?
Жил да был в
Нидерландах художник Хендрик Потьюл (Hendrik Potuyl, 1630-1660) . О нем почти
ничего неизвестно (по крайней мере, читателям Википедии): прожил около 30 лет, 10 из них он работал в
Голландии. Вот и все подробности. Сколько он написал картин – никто не знает.
Сегодня его полотна можно встретить на аукционах (относительно недорогие) и в
государственном музее в Амстердаме.
Хендрик Потьюл, Семья у
огня в амбаре, частная коллекция
Эта картина в
мельчайших подробностях воспроизводит один из моментов жизни крестьянской семьи
(по всей видимости – небогатой). Старики – отец и мать семейства, пара помоложе
с двумя детьми – один на руках, другой – рядом с мамой, еще три особы мужского
пола расположились вокруг костра.
На улице – поздний вечер, явно нежарко, скорее
– холодно. И совершенно непонятно, почему ребенок на руках матери почти раздет
(интересная деталь: мамаша сидит в плетеном корытце). Молодая женщина укрыта
голубым покрывалом, на шее – шарф, правую руку она протянула к огню.
Слева у обреза картины
– стул с продранной плетеной сидушкой, на нем расположился кот, внимательно
наблюдающий за тем, что происходит.
Хендрик Потьюл, Семья у
огня в амбаре, фрагмент «Ребенок на руках матери»
На заднем плане видны корова, лошадь. На стене висит упряжь, кнут, хомут,
связка лука.
Хендрик Потьюл, Семья у
огня в амбаре, фрагмент «Корова, хомут, связка лука, уздечка»
Хендрик Потьюл, Семья у
огня в амбаре, фрагмент «Лошадь»
У стенки – колесо с курицей на ступице, кухонная утварь, корыто для резки
капусты, чья-то обувь, битый кувшин...
Хендрик Потьюл, Семья у
огня в амбаре, фрагмент «Корыто для резки капусты»
Картина статична, в ней нет ни одного намека ни на прошлое, ни на будущее.
Еще одно полотно
того же ряда – «Натюрморт в амбаре» (неизвестно, кто дал название картине,
скорее всего – не автор). Первое впечатление – нагромождение предметов. И почти
никакой связи между ними. Кроме того, совершенно неожиданное для натюрморта
появление человека и собаки.
Хендрик Потьюл, Натюрморт в амбаре, 77х65 см, Rijrsmuseum, Антверпен, Нидерланды
Попытка
осмыслить происходящее привела к следующим выводам.
Все происходит
среди бела дня: яркое солнце падает на посуду, на белые салфетки. И время
близко к полудню – очень короткие тени.
Этот уголок
амбара находится рядом с кухней: начищенный тазик, корзина с яйцами, опрокинутая
плетеная корзина с какими-то овощами. Деревянная колода, грубая скамья, пустая
бочка с боковым прямоугольным отверстием. Может быть, в этом месте готовят корм
скоту и птице.
Хендрик Потьюл, Натюрморт в амбаре, фрагмент «Корзина с яйцами»
У хозяина этого амбара есть очень аккуратная
жена (или домработница): чистые глаженые белые тряпочки на чурбане и на бочке.
Хендрик Потьюл, Натюрморт в амбаре, фрагмент «Салфетка и нож»
Что можно еще
увидеть? Обломки курительной трубки! А это уже говорит о действии (кроме того,
что мужик куда-то поднимается по лестнице).
Хендрик Потьюл, Натюрморт в амбаре, фрагмент «Обломок трубки»
Попробуем
реконструировать события. Хозяин и его друг - приятель посидели очень хорошо:
поели (на полу тарелка и пустая миска, которую вылизывает собака), выпили (на
чурбаке стоит кувшин). Повздорили – кто-то из них сломал трубку. Гость, видимо, порядком опьянел (может быть,
устал) и забрался на сеновал. Скорее всего, это было не так давно от
изображенного момента. Пока он спал, хозяин принес свежего хлеба, наполнил
заново кувшин, чуть-чуть навел порядок (положил свежую салфетку). После этого
он решил, что стоит продолжить пиршество, и полез на сеновал за спящим другом.
Другой вариант
– любовное свидание. Женщина (кухарка или служанка) недавно вернулась из
курятника (полная корзина яиц), а тут пришел ухажер. Видимо, ухажер не из
крестьян – чистая рубаха, из под нее выглядывает белый воротничок. Она принесла
хлеба, какой-то похлебки, вина. Он как следует подзаправился, а потом они
повздорили. Он с расстройства даже сломал трубку. Но потом они помирились, она
уже поднялась на сеновал. Сейчас он следует за ней. С довольной ухмылкой.
Очень может
быть, что мужчина – сам художник, который этой картиной как бы представил
зрителю одну из своих побед (редкая возможность похвалиться!).
Конечно, это
может быть все не так. Может быть, мужчина устал и полез на сеновал просто
отдохнуть, тем более, что и время послеобеденного отдыха.
Достоверно
только то, что предметы на картине
действительно существовали в то
далекое от нас время. И мастер, скорее всего, сам крестьянин по происхождению,
нарисовал все это из любви к родной обстановке.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий