четверг, 11 января 2018 г.

Натюрморт «В амбаре» Хендрика Потюла. А куда направляется мужик?


Жил да был в Нидерландах художник Хендрик Потьюл (Hendrik Potuyl, 1630-1660) . О нем почти ничего неизвестно (по крайней мере, читателям Википедии): прожил  около 30 лет, 10 из них он работал в Голландии. Вот и все подробности. Сколько он написал картин – никто не знает. Сегодня его полотна можно встретить на аукционах (относительно недорогие) и в государственном музее  в Амстердаме.


Хендрик Потьюл, Семья у огня в амбаре, частная коллекция

Эта картина в мельчайших подробностях воспроизводит один из моментов жизни крестьянской семьи (по всей видимости – небогатой). Старики – отец и мать семейства, пара помоложе с двумя детьми – один на руках, другой – рядом с мамой, еще три особы мужского пола расположились вокруг костра.

 На улице – поздний вечер, явно нежарко, скорее – холодно. И совершенно непонятно, почему ребенок на руках матери почти раздет (интересная деталь: мамаша сидит в плетеном корытце). Молодая женщина укрыта голубым покрывалом, на шее – шарф, правую руку она протянула к огню.

Слева у обреза картины – стул с продранной плетеной сидушкой, на нем расположился кот, внимательно наблюдающий за тем, что происходит.


Хендрик Потьюл, Семья у огня в амбаре, фрагмент «Ребенок на руках матери»

На заднем плане видны корова, лошадь. На стене висит упряжь, кнут, хомут, связка лука.

 

Хендрик Потьюл, Семья у огня в амбаре, фрагмент «Корова, хомут, связка лука, уздечка»

 

Хендрик Потьюл, Семья у огня в амбаре, фрагмент «Лошадь»

У стенки – колесо с курицей на ступице, кухонная утварь, корыто для резки капусты, чья-то обувь, битый кувшин...

 
Хендрик Потьюл, Семья у огня в амбаре, фрагмент «Корыто для резки капусты»

Картина статична, в ней нет ни одного намека ни на прошлое, ни на будущее.

Еще одно полотно того же ряда – «Натюрморт в амбаре» (неизвестно, кто дал название картине, скорее всего – не автор). Первое впечатление – нагромождение предметов. И почти никакой связи между ними. Кроме того, совершенно неожиданное для натюрморта появление человека и собаки.


Хендрик Потьюл, Натюрморт в амбаре, 77х65 см, Rijrsmuseum, Антверпен, Нидерланды

Попытка осмыслить происходящее привела к следующим выводам.

Все происходит среди бела дня: яркое солнце падает на посуду, на белые салфетки. И время близко к полудню – очень короткие тени.

Этот уголок амбара находится рядом с кухней: начищенный тазик, корзина с яйцами, опрокинутая плетеная корзина с какими-то овощами. Деревянная колода, грубая скамья, пустая бочка с боковым прямоугольным отверстием. Может быть, в этом месте готовят корм скоту и птице.


Хендрик Потьюл, Натюрморт в амбаре, фрагмент «Корзина с яйцами»

У  хозяина этого амбара есть очень аккуратная жена (или домработница): чистые глаженые белые тряпочки на чурбане и на бочке.


Хендрик Потьюл, Натюрморт в амбаре, фрагмент «Салфетка и нож»

Что можно еще увидеть? Обломки курительной трубки! А это уже говорит о действии (кроме того, что мужик куда-то поднимается по лестнице).


Хендрик Потьюл, Натюрморт в амбаре, фрагмент «Обломок трубки»

Попробуем реконструировать события.  Хозяин  и его друг - приятель посидели очень хорошо: поели (на полу тарелка и пустая миска, которую вылизывает собака), выпили (на чурбаке стоит кувшин). Повздорили – кто-то из них сломал трубку.  Гость, видимо, порядком опьянел (может быть, устал) и забрался на сеновал. Скорее всего, это было не так давно от изображенного момента. Пока он спал, хозяин принес свежего хлеба, наполнил заново кувшин, чуть-чуть навел порядок (положил свежую салфетку). После этого он решил, что стоит продолжить пиршество, и полез на сеновал за спящим другом.

Другой вариант – любовное свидание. Женщина (кухарка или служанка) недавно вернулась из курятника (полная корзина яиц), а тут пришел ухажер. Видимо, ухажер не из крестьян – чистая рубаха, из под нее выглядывает белый воротничок. Она принесла хлеба, какой-то похлебки, вина. Он как следует подзаправился, а потом они повздорили. Он с расстройства даже сломал трубку. Но потом они помирились, она уже поднялась на сеновал. Сейчас он следует за ней. С довольной ухмылкой.

Очень может быть, что мужчина – сам художник, который этой картиной как бы представил зрителю одну из своих побед (редкая возможность похвалиться!).

Конечно, это может быть все не так. Может быть, мужчина устал и полез на сеновал просто отдохнуть, тем более, что и время послеобеденного отдыха. 

Достоверно только то, что предметы на картине  действительно существовали в  то далекое от нас время. И мастер, скорее всего, сам крестьянин по происхождению, нарисовал все это из любви к родной обстановке.


Комментариев нет:

Отправить комментарий