вторник, 9 января 2018 г.

Жюль Бастьен Лепаж, «Чистильщик обуви в Лондоне». Что в нем нашел художник?


Жюль Бастьен Лепаж (1848-1884) – французский художник. В 1879-1882 году путешествовал по Англии, там написал картину «Чистильщик обуви в Лондоне».

Если я не ошибаюсь, читателям не приходилось пользоваться услугами уличного чистильщика. Они исчезли, их больше нет. А было время, когда вам позарез нужна была чистая обувь, и тут рядом вы видели будку, в которой за небольшую плату (уже не помню, сколько) вы могли получить желаемое. Вы садились на стул, ставили ногу на специальную подставку, мастер своего дела вставлял в ваш туфель или ботинок защитные козырьки с боков и начинал работать щетками. Потом в ход шла бархотка, которая придавала вашему (иногда порядком поношенному) туфлю-ботинку сказочный зеркальный блеск. Потом он стучал щеткой по подставке, что означало: «Смени ногу!» А пока мастер орудовал своим нехитрым инструментом, вы могли поделиться с ним последними новостями из всех сфер жизни, на что он для поддержания разговора иногда вставлял – независимо от темы – одну и ту же фразу «Такой систем!»

Теперь все скучнее: стоят бездушные и безголосые автоматы, вы ставите туда последовательно ваши ноги, несколько секунд – все, готово!

На эти воспоминания наводит картина Жюля Бастьен-Лепажа «Чистильщик обуви в Лондоне» (1882 год). Симпатичный мальчик в униформе стоит, опершись на столбик. Возле него слева – подставка для ноги клиента. На нем – красный пиджак с темно-коричневым воротником и такого же цвета манжетами.

Самая интересная деталь - на пиджаке слева висит бляха с надписью и номером. Надпись обозначает организацию, от которой этот мальчик работает – «Black Shoe Home» («Дом Черного Ботинка»), и место его работы, Марилебон – богатый район Лондона. Номер на бляхе говорит о том, что таких чистильщиков несколько.

Историки пишут, что с 1851 года лондонская Бригада Черного Ботинка, основанная Джоном МакГрегором и лордом Шефтсбери, обеспечила постоянной и хорошо оплачиваемой работой детей, которые зарабатывали себе на жизнь чисткой обуви. Вечером они учились в школе для обездоленных детей (бесплатные школы, существовавшие в Англии с 19 века, в которых дети получали питание и одежду; через эти школы в 1844-1881 годах прошли - по приблизительным оценкам - около 300 000 детей. Сегодня в Лондоне существует музей таких школ.)

А создавалась бригада так: однажды три учителя одной из таких благотворительных школ шли по улице, и один из них сказал, что в Париже видел чистильщиков обуви. «А может быть, нам стоит вернуть этих мальчиков на улицу?» Идея была воспринята, пятерых мальчиков обучили чистить ботинки, и в последний день марта 1851 года они в первый раз вышли на работу в ярко-красной униформе (почистить туфли стоило один пенни). Нельзя было назвать эту работу легкой: над мальчиками издевались их нищие сверстники, давали им обидные клички, весьма вероятно, иногда их били ни за что, просто так.


Жюль Бастьен Лепаж, Лондонский чистильщик, 132х89 см, 1882, Музей дОрсе, Франция


Жюль Бастьен Лепаж, Лондонский чистильщик, фрагмент «Бляха»

В 1869 году общество Черный Ботинок насчитывало 377 чистильщиков, которые в 1869 году принесли доход 8 830 фунтов стерлингов. В этом же году 50 мальчиков в красной униформе работали в центральной бригаде, 10- в бригаде Марилебон (униформа – красное и черное), 6 – в Айлингтоне (коричневая униформа), 11 – в лондонском Сити.

Вернемся к картине Бастьен-Лепажа. Нельзя сказать, что у мальчика радостная жизнь: в его глазах читается тоска, руки в ваксе, пятно от ваксы на лице, под правым глазом – след синяка. Его не радует, что после рабочего дня (сколько он длился в то время - не меньше восьми часов, а сейчас только полдень) ему надо еще сидеть за партой.


Жюль Бастьен Лепаж, Лондонский чистильщик, фрагмент «Лицо чистильщика»

Ни один человек не мог бы предсказать будущее чистильщика обуви. Сегодня известно, что чистильщиком был Луис да Сильва – президент Бразилии, Алехандро Толедо – президент Перу, Род Благоевич – губернатор штата Иллинойс, США. Что сталось с этим печальным мальчиком? Нет ответа...

Комментариев нет:

Отправить комментарий