пятница, 19 января 2018 г.

Отец и сын Сустрисы. Чем они прославились?

Посетители Эрмитажа в Петербурге невольно остановят свой взгляд на Венере, написанной Ламбертом Сустрисом. Ее нельзя назвать красавицей, но картина излучает необыкновенное тепло! Вечно молодая женщина лежит на подушках, она слегка приподнялась, по всей видимости, готовая встретить гостей. А кто гости? Это ее супруг, бог войны Марс и сын Эрот – проказник, стреляющий в людей стрелами любви (их видно на заднем плане справа).


Ламберт Сустрис, Венера, Эрмитаж, Петербург, Россия


Ламберт Сустрив, Венера, фрагмент "Марс и Эрот"

Ламберт Сустрис (1515-1584, известен также под имененм Альберт Голландский) – голландский художник, уроженец Амстердама. Уехал в Венецию относительно поздно, когда ему было за 40. У кого он учился – до нас не дошло. Известно, что он работал в студии Тициана – писал пейзажи (очевидно, на картинах самого Тициана).  Судя по тому, что он сопровождал Тициана в поездке в Аугсбург в 1548 и 1550-1551 годах*, его работа была оценена высоко. Историки искусства пишут, что во время этих путешествий он писал портреты. Они же указывают, что на его творчество оказали влияние видные художники того времени Пармиджанино и Андреа Мелдолла. Известно, что у него были ученики, и среди них  – Джироламо Музиано, написавший портрет Виттории Колонны, подруги и возлюбленной Микельанджело Буонаротти.

Ламберт Сустрис писал Венеру неоднократно.


Ламберт Сустрис, Венеера и Амур, 1550, 132х184 см, Лувр, Париж, Франция

На этой картине – те же действующие лица: Венера, Марс, Амур. Изменилось их расположение и действия. Амур занят тем, что пытается проткнуть своей стрелой пару голубей, Марс  с мечом на плече и со щитом на перевязи  входит в покои Венеры. Сама Венера как бы уже готова встать, а может быть - лечь (видимо, встретить супруга).


Ламберт Сустрис, Венера и Амур, фрагмент "Марс"

Еще одна Венера – теперь она лежит на кушетке в каком-то зале.


Ламберт Сустрис, Венера, 1550, 116х186 см, Рийксмузеум, Амстердам, Нидерланды

На заднем плане несколько человек, каждый занят своим делом: парочка у окна обнимается,  женщина у клавесина играет для ребенка, и еще две женщины у раскрытого ларя не то укладывают что-то, не то достают. По логике – достают платье для Венеры, которая как бы готова подняться с постели.


Ламберт Сустрис, Венера, фрагмент "Второй план картины"

Датировка картин весьма приблизительная, и  это  делает невозможным проследить развитие замысла художника. Точно можно сказать одно: все картины уходят корнями в "Спящую Венеру" Джорджоне.


Джорджоне, Спящая Венера, 1508, 108х175, Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

 Сын Ламберта -  Фридрих Сустрис (1540-1599) - тоже был художником (а  также декоратором и архитектором) . Брал уроки у своего отца в Падуе, где он родился, и в Венеции. В 1563-1567  годах обучался в академии  Джорджо Вазари во Флоренции (три года -1560-1563 он провел в Риме). Его покровителем был Ханс Фаггер, который заказал ему роспись дворца в Венеции. С 1573 года Фридрих Сустрис работал у Вильгельма V, герцога Баварского в Ландсхуте, после чего он стал архитектором Баварского королевского двора (после восхождения Вильгельма на трон в 1579 году).

В течение веков дворец достраивался и перестраивался, был разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен. Сегодня можно увидеть творение Фридриха Сустерса – грот.


Фридрих Сустерс, грот в  императорском дворце в Мюнхене, Германия

В музеях мира можно встретить живописные произведения Фридриха.
Отец и сын, два художника...

·         Тициан был придворным художником императора Священной Римской империи Карла V.

Комментариев нет:

Отправить комментарий