пятница, 3 ноября 2017 г.
Жан-Леон Жером, "Пигмалион и Галатея". Кто они?
Жил да был резчик по слоновой кости по имени Пигмалион. И
ничем бы он не выделился из массы других жителей, если бы не пресытился
женщинами. И после этого, видимо, у него наступила депрессия, по причине которой
он долгое время оставался один. Вот как об этом повествует Овидий в
"Метаморфозах" (книга 10, ст. 243-297):
холостой,
одинокий
Жил он,
и ложе его лишено было долго подруги.
Но где-то в глубине души, в подсознании таился образ
женщины непревзойденной красоты. Не исключено, что он ее видел, может быть, не
однажды, может быть, был с ней близок дальше некуда, но ее порочность привела
его к желанию отдалиться от нее. Прошло какое-то время, тоска по любви одолела
его:
И создал он образ, - подобной
Женщины
свет не видал, - и свое полюбил он созданье.
Резчик был настолько искусным, что его творение казалось
ему живым, что он не верил глазам, ощупывал свое творение, чтобы убедиться:
перед ним кость, а не живое тело.
В какой-то момент он вроде как помешался:
Деву
целует и мнит, что взаимно; к ней речь обращает,
Тронет
- и мнится ему, что пальцы вминаются в тело,
Страшно
ему, что синяк на тронутом выступит месте.
Это же какая сила была у его страсти! Дальше - больше:
ему представляется, что статуя откликается на его подарки. Он приносит ей
раковины, камешки, надевает кольца из камня, вешает ей на шею ожерелье.
В конце концов он ее укладывает на постель и ведет себя с
ней, как с живой:
На
покрывала кладет, ...,
Ложа
подругой ее называет, склоненную шею
Нежит
на мягком пуху...
Кажется, что он уже никогда не вернется к людям - так
далеко завели его фантазии. Но пришел праздник Венеры, резчик принес ей жертву
и попросил богов:
"Коль
все вам доступно, о боги,
275 Дайте,
молю, мне жену (не решился ту деву из кости
Упомянуть), чтоб была на мою, что из кости, похожа!"
Случайно на этом
самом месте в это самое время оказалась Венера, которая вникла в страдания
влюбленного в мертвую кость и дала знак, что он услышан.
280 В дом возвратившись, бежит он к
желанному образу девы
И, над
постелью склонясь, целует, - ужель потеплела?
Пигмалион не верит глазам и губам, он ощупывает ее:
Тело
пред ним! Под перстом нажимающим жилы забились.
Он было потерял дар речи, но слегка очнувшись от
свалившегося на него счастья, благодарит Венеру. И двигается дальше:
Уста прижимает
Он
наконец, к неподдельным устам, - и чует лобзанья.
Свершилось! Статуя ожила! Вслед за этим была свадьба,
резчик по кости и бывшая статуя стали мужем и женой.
История о художнике и его стремлении к идеалу воплотилась
в огромное количество произведений искусства, литературы, танца. Неисчислимое
множество живописных полотен, пьесы, спектакли, кинофильмы.
Есть эта история и в полотнах французского художника
Жан-Леон Жерома (1824-1904). Скульптор режет из мрамора статую, перед ним -
натурщица.
Жан-Леон Жером, Скульптор за работой, 1890, Dahesh
Museum of Art, Нью-Йорк, США
На другой
картине - сеанс закончен, модель может посмотреть, что получается у скульптора.
Жан-Леон Жером, Сеанс закончен, 1886,
Еще одна
картина - статуя закончена, она ожила!
Галатея - таково имя женщины (ее и статуей теперь назвать неудобно!) и
Пигмалион - скульптор обнимаются. Страсть захватила обоих, она даже не успела
не только что сойти с пьедестала, но и
отделиться от него! И Амур возник как бы из облачка - нацелил на них свою
стрелу.
Художник
привнес в свою картину некоторую нотку тревожности: под амуром лежат две
трагические театральные маски, они о чем-то громко, во весь рот кричат. Намек
на что? На то, что сделанная из мрамора женщина никогда не станет по-настоящему
живой, и автор не должен обольщаться? Или это случайно попавшие на полотно
принадлежности мастерской скульптора?
Жан-Леон Жером, Пигмалион и Галатея, 1880,
89х69 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Красивая сказка
о том, что безумная любовь может оживить даже статую...
PS То, что мы видим на картине "Пигмалион и Галатея" вполне могло произойти между моделью и
скульптором (это красочно описал в своей
биографии великий итальянский ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини).
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий