пятница, 3 ноября 2017 г.

Жан-Леон Жером, "Пигмалион и Галатея". Кто они?


 Жил да был резчик по слоновой кости по имени Пигмалион. И ничем бы он не выделился из массы других жителей, если бы не пресытился женщинами. И после этого, видимо, у него наступила депрессия, по причине которой он долгое время оставался один. Вот как об этом повествует Овидий в "Метаморфозах" (книга 10, ст. 243-297):

              холостой, одинокий
            Жил он, и ложе его лишено было долго подруги.

Но где-то в глубине души, в подсознании таился образ женщины непревзойденной красоты. Не исключено, что он ее видел, может быть, не однажды, может быть, был с ней близок дальше некуда, но ее порочность привела его к желанию отдалиться от нее. Прошло какое-то время, тоска по любви одолела его:

             И создал он образ, - подобной
            Женщины свет не видал, - и свое полюбил он созданье.

Резчик был настолько искусным, что его творение казалось ему живым, что он не верил глазам, ощупывал свое творение, чтобы убедиться: перед ним кость, а не живое тело.

В какой-то момент он вроде как помешался:

            Деву целует и мнит, что взаимно; к ней речь обращает,
            Тронет - и мнится ему, что пальцы вминаются в тело,
            Страшно ему, что синяк на тронутом выступит месте.
           
Это же какая сила была у его страсти! Дальше - больше: ему представляется, что статуя откликается на его подарки. Он приносит ей раковины, камешки, надевает кольца из камня, вешает ей на шею ожерелье.

В конце концов он ее укладывает на постель и ведет себя с ней, как с живой:
         
            На покрывала кладет, ...,
            Ложа подругой ее называет, склоненную шею
            Нежит на мягком пуху...

Кажется, что он уже никогда не вернется к людям - так далеко завели его фантазии. Но пришел праздник Венеры, резчик принес ей жертву и попросил богов:
      
               "Коль все вам доступно, о боги,
        275 Дайте, молю, мне жену (не решился ту деву из кости
            Упомянуть), чтоб была на мою, что из кости, похожа!"

 Случайно на этом самом месте в это самое время оказалась Венера, которая вникла в страдания влюбленного в мертвую кость и дала знак, что он услышан.         

         280 В дом возвратившись, бежит он к желанному образу девы
            И, над постелью склонясь, целует, - ужель потеплела?

Пигмалион не верит глазам и губам, он ощупывает ее:

            Тело пред ним! Под перстом нажимающим жилы забились.
       
Он было потерял дар речи, но слегка очнувшись от свалившегося на него счастья, благодарит Венеру. И двигается дальше:

 Уста прижимает
            Он наконец, к неподдельным устам, - и чует лобзанья.
     
Свершилось! Статуя ожила! Вслед за этим была свадьба, резчик по кости и бывшая статуя стали мужем и женой.

История о художнике и его стремлении к идеалу воплотилась в огромное количество произведений искусства, литературы, танца. Неисчислимое множество живописных полотен, пьесы, спектакли, кинофильмы.

Есть эта история и в полотнах французского художника Жан-Леон Жерома (1824-1904). Скульптор режет из мрамора статую, перед ним - натурщица.


Жан-Леон Жером, Скульптор за работой, 1890, Dahesh Museum of Art, Нью-Йорк, США

На другой картине - сеанс закончен, модель может посмотреть, что получается у скульптора.


Жан-Леон Жером, Сеанс закончен, 1886,

Еще одна картина - статуя закончена, она  ожила! Галатея - таково имя женщины (ее и статуей теперь назвать неудобно!) и Пигмалион - скульптор обнимаются. Страсть захватила обоих, она даже не успела не только что сойти  с пьедестала, но и отделиться от него! И Амур возник как бы из облачка - нацелил на них свою стрелу.

Художник привнес в свою картину некоторую нотку тревожности: под амуром лежат две трагические театральные маски, они о чем-то громко, во весь рот кричат. Намек на что? На то, что сделанная из мрамора женщина никогда не станет по-настоящему живой, и автор не должен обольщаться? Или это случайно попавшие на полотно принадлежности мастерской скульптора?


Жан-Леон Жером, Пигмалион и Галатея, 1880, 89х69 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

Красивая сказка о том, что безумная любовь может оживить даже статую...

PS  То, что мы видим на картине "Пигмалион и Галатея"  вполне могло произойти между моделью и скульптором  (это красочно описал в своей биографии великий итальянский ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини).

Комментариев нет:

Отправить комментарий