среда, 25 октября 2017 г.
Жан-Леон Жером, "Продавец ковров". Что завораживает в этой картине?
Жан-Леон Жером (1824-1904) - французский художник и скульптор, в
1856 году он четыре месяца провел в Египте. В 1861 году он повторил поездку в Египет и пробыл
там около двух лет. В 1868 году состоялась еще одна поездка в Египет.
Жан-Леон Жером, Автопортрет, 1886,
41х31 см, Aberdeen Art Gallery,
Шотландия
Леон-Жером написал несколько полотен, посвященных жизни египтян. В
их числе - "Продавец ковров в Каире" 1869 года.
Жан-Леон Жером, "Продавец
ковров в Каире", 1869, 81х56 см, Бруклинский музей, США
Эта картина - скорее иллюстрация к городской жизни:
краснобородый коврощик-иранец со своим
товаром на рынке. И есть еще одна картина с
названием "Ковры", написанная несколько позднее - в 1887 году.
Жан-Леон Жером, "Ковры",
1887, 86х67 см, Институт искусств Миннеаполиса, США
Главный герой этой картины - громадный ковер: его длина не меньше 8
метров при ширине больше трех. У ковра - группа людей: лицом к покупателям и к
зрителю стоит продавец. Похоже, что он назвал цену и рассказывает что-то о
ковре.
Жан-Леон Жером, "Ковры",
фрагмент "Покупатели"
Слева кучей свалены другие ковры. Или до неих не дошла очередь, или
к ним нет интереса, хотя они выглядят очень красочно. Что в них не устроило покупателей-
размер? Рисунок? То и другое? Сейчас они заняты другим, свисающим с балкона.
Жан-Леон Жером, "Ковры",
фрагмент "Ковры"
Жан-Леон Жером, "Ковры",
фрагмент "Ковер"
Надо полагать, что художника изумил труд его собратьев по
художественному ремеслу, и он дотошно воспроизвел рисунок ковра.
Жан-Леон Жером, "Ковры",
фрагмент "Узоры"
Он тщательно выписал все фигурки, все цветочки: видны угловатые
переходы от фигурок и цветов к фону - неотъемлемая особенность ковроткачества.
Титанический труд, который донес до нас прелесть ковра. Рисунок завораживает,
его хочется рассматривать снова и снова!
Сколько лет потребовалось ткачам - неизвестно, сколько стоили такие
ковры - неизвестно, сколько их сохранилось с тех пор - никто не знает.
Достоверно то, что в музее Виктории и Альберта (Лондон, Англия) есть
музейный экспонат - ковер XVI века, у которого есть собственное имя:
"Ковер Ардебиль".
Его размеры - 10.5 х 5.3 метра, у него плотность вязки от 47 до 50
узелков на квадратный сантиметр, всего около 26 миллионов! Основа ковра -
шерстяная нить, спряденная с шелком. Сделанный в Иране во времена правления шаха Тахмаспа I (1514-1576), этот ковер считается
одним из лучших персидских (или иранских, что одно и то же) ковров. Он лежал на
полу в мечети Ардебиль, сильно износился и был продан в 1890 году английскому
торговцу коврами. Этот продавец восстановил утраченные места и продал его музею
Альберта и Виктории.
Ценность ковра настолько велика, что в 2006 году он был помещен в
стеклянный бокс в центре главной галереи исламского искусства музея. Более
того, чтобы предохранить ковер от выцветания, освещение включается на несколько
часов по определенным дням.
Ковер Ардебиль, Иран, XVI век, Музей
Альберта и Виктории, Лондон, Англия
Ковер на картине Жан-Леон Жерома поменьше размером, его узор
крупнее, чем на ковре Ардебиль. Но ковер на картине Жан-Леон Жерома прекрасен,
и поражает скрупулезная работа
художника, который донес до нас свое восхищение искусством ковровщиков...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий