среда, 25 октября 2017 г.

Жан-Леон Жером, "Продавец ковров". Что завораживает в этой картине?


Жан-Леон Жером (1824-1904) - французский художник и скульптор, в 1856 году он четыре месяца провел в Египте. В 1861  году он повторил поездку в Египет и пробыл там около двух лет. В 1868 году состоялась еще одна поездка в Египет.


Жан-Леон Жером, Автопортрет, 1886, 41х31 см, Aberdeen Art Gallery, Шотландия

Леон-Жером написал несколько полотен, посвященных жизни египтян. В их числе - "Продавец ковров в Каире" 1869 года.


Жан-Леон Жером, "Продавец ковров в Каире", 1869, 81х56 см, Бруклинский музей, США

Эта картина - скорее иллюстрация к городской жизни: краснобородый   коврощик-иранец со своим товаром на рынке. И есть еще одна картина с  названием "Ковры", написанная несколько позднее - в 1887 году.


Жан-Леон Жером, "Ковры", 1887, 86х67 см, Институт искусств Миннеаполиса, США

Главный герой этой картины - громадный ковер: его длина не меньше 8 метров при ширине больше трех. У ковра - группа людей: лицом к покупателям и к зрителю стоит продавец. Похоже, что он назвал цену и рассказывает что-то о ковре.


Жан-Леон Жером, "Ковры", фрагмент "Покупатели"

Слева кучей свалены другие ковры. Или до неих не дошла очередь, или к ним нет интереса, хотя они выглядят очень красочно. Что в них не устроило покупателей- размер? Рисунок? То и другое? Сейчас они заняты другим, свисающим с балкона.


Жан-Леон Жером, "Ковры", фрагмент "Ковры"


Жан-Леон Жером, "Ковры", фрагмент "Ковер"

Надо полагать, что художника изумил труд его собратьев по художественному ремеслу, и он дотошно воспроизвел рисунок ковра.


Жан-Леон Жером, "Ковры", фрагмент "Узоры"

Он тщательно выписал все фигурки, все цветочки: видны угловатые переходы от фигурок и цветов к фону - неотъемлемая особенность ковроткачества. Титанический труд, который донес до нас прелесть ковра. Рисунок завораживает, его хочется рассматривать снова и снова!

Сколько лет потребовалось ткачам - неизвестно, сколько стоили такие ковры - неизвестно, сколько их сохранилось с тех пор - никто не знает.

Достоверно то, что в музее Виктории и Альберта (Лондон, Англия) есть музейный экспонат - ковер XVI века, у которого есть собственное имя: "Ковер Ардебиль".

Его размеры - 10.5 х 5.3 метра, у него плотность вязки от 47 до 50 узелков на квадратный сантиметр, всего около 26 миллионов! Основа ковра - шерстяная нить, спряденная с шелком. Сделанный в Иране во времена правления шаха  Тахмаспа I (1514-1576), этот ковер считается одним из лучших персидских (или иранских, что одно и то же) ковров. Он лежал на полу в мечети Ардебиль, сильно износился и был продан в 1890 году английскому торговцу коврами. Этот продавец восстановил утраченные места и продал его музею Альберта и Виктории.

Ценность ковра настолько велика, что в 2006 году он был помещен в стеклянный бокс в центре главной галереи исламского искусства музея. Более того, чтобы предохранить ковер от выцветания, освещение включается на несколько часов по определенным дням.


Ковер Ардебиль, Иран, XVI век, Музей Альберта и Виктории, Лондон, Англия

 Ковер на картине Жан-Леон Жерома поменьше размером, его узор крупнее, чем на ковре Ардебиль. Но ковер на картине Жан-Леон Жерома прекрасен, и  поражает скрупулезная работа художника, который донес до нас свое восхищение искусством ковровщиков...





Комментариев нет:

Отправить комментарий