среда, 20 июля 2016 г.
Опиц Георг Эмануэль, Париж, 1814 год. Ну, и как там, в Париже?
А в Париже по-разному. Русские войска вошли в
столицу Франции. И пехотинцы, и казаки, и авртиллеристы, и гусары. Разнородные
по национальности, по менталитету, по обычаям, по культуре. Вошли победители, а
победителей не судят.
Литературные произведения тех лет страдают
некоторой односторонностью: уж очень все было тихо и спокойно в оккупированном
Париже. Дисгармоню вносит некто Опиц Георг Эмануэль (1775-1841) – очевидец
происходившего.
Георг был художником, оставил после себя
достаточно много работ. И среди них – заметная серия, которую можно назвать
«Русские войска в Париже». В этой серии много рисунков почти пасторальных. Но
есть и драматические.
Начнем с драматических.
Георг
Эмануэль Опиц, Бесчинства казаков
Картинка называется «Бесчинства казаков». Двое
держат девушку, ее отец – на полу, мать держит на руках младшего, закрывая его
от ужаса происходящего. Двое на заднем плане добрались до полки с едой.
Любопытные – в двери и в окне.
Продолжение не сулит ничего хорошего ни
девушке, ни ее домашним.
Другая картинка – «Русские солдаты и казаки в
доме еврея»
Георг
Эмануэль Опиц, Русские солдаты и казаки в доме еврея
Офицер с шашкой наголо приказывает солдатам
накормить еврея, сидящего за столом,
свининой. На заднем плане – его отец в отчаянии поднял руки к небу. За
дверью пытаются изнасиловать дочь хозяев дома.
Историки пишут, что после жалобы командованию
случаи разбоя и грабежей прекратились, но сколько дней прошло от подачи жалобы
до приказа?
Русские офицеры оставили довольно много
литературных памятников о парижской эпопее. Естественно, что они, как правило,
не видели таких сцен. Зато было нечто другое, более приятное. Например,
женщины. Женщины не только в домашней обстановке и на улице, но и в публичных
домах
Георг
Эмануэль Опиц, Русские казаки на улице Rue de bons enfans («улица хороших
деток»)
Казаки прогуливаются по улице и как бы
ненароком оказываются возле дома, на вывеске которого значится «Полупансион с
молоденькими девушками». К ним вышла неопределенного возраста тюрбаноголовая чернокудрая
мамаша и человечек с продранным локтем,
пытающийся проводить казака внутрь. С балкона за этой сценой наблюдают две
хорошо накрашенные девицы.
Передовой казак увлечен разбрасыванием денег:
ему протягивают руки, шляпу, у него под ногами собирают упавшие монеты.
Георг
Эмануэль Опиц, Игра в рулетку в игорном доме
Отношение к русским воинам было скорее удивленное, чем озлобленное.
Объяснялось это тем, что царь Александр не дал разграбить исторические ценности
Парижа (и не только руками своих солдат, но и слишком воинственных парижан).
Оккупационные власти никого не преследовали,
свидетельством тому – карикатуры на русских, вывешенные в центре Парижа.
Георг
Эмануэль Опиц, Казаки рассматривают карикатуры на самих себя
Бывали и стычки между вояками и населением.
Георг
Эмануэль Опиц, Казак спорит с парижанкой на углу улицы de Grammont
Привычка вести себя вольно давала о себе знать
везде. Солдаты готовили мясо на кострах на улице, купали лошадей в Сене.
Последнее воспринималось женским населением с большим интересом, потому что не
только лошади были без одежды.
Георг
Эмануэль Опиц, Купание в Сене коней
Женщины были, мягко говоря, доступны. С ними
можно было познакомиться на улице, можно было пригласить в лагерь.
Георг
Эмануэль Опиц, Галантная сцена с казаками возле бивака
Георг
Эмануэль Опиц, Казаки в Тюильри
Можно было свести знакомство на прогулке в
садах Тюильри, на базаре.
Георг
Эмануэль Опиц, Казаки на рынке
Некоторые ходили в музеи (преимущественно офицеры). Иные
заводили знакомства с дальней целью не возвращаться в Россию – и это удавалось.
Солдаты уходили к фермерам, «которые не только хорошо платят им, но еще отдают
за них дочерей» (Ф. Ростопчин).
Армия вернулась домой, в Россию. Она увидела
Европу, она вдохнула другой запах. Кто-то продолжил привычную жизнь. Кто-то
решил, что в России надо что-то менять, начал действовать, и кончил жизнь на
виселице.
О парижских днях 1814 года остались мемуары и
рисунки очевидца – Георга Эммануэля Опица.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий