четверг, 18 февраля 2016 г.

Песталоцци и Анкер. Что их соединило?


Иоганн Генрих Песталоцци и Альбрехт Самуэль Анкер – два талантливых человека. Первый – педагог, разработавший систему детского образования. Второй – популярный художник, получивший звание «народный». Они никогда не встречались – разница в дате рождения почти сто лет. Их объединило духовное родство.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог В возрасте 23 лет он купил имение, которое назвал Нейхоф (Новый двор), в нем организовал «Учреждение для бедных». В Нейхофе он осуществил свой замысел: полсотни детей обучались по его системе. 




Песталоцци и его жена Анна на занятиях в детском доме (с гравюры 1882 года, автор неизвестен), частное собрание

Школа в Нейхофе закрылась из-за финансовых трудностей через 11 лет после ее открытия. В последующие годы он предпринимает несколько попыток организовать учреждения для бедных (приюты и школы), но они не имели сколько-нибудь долгой жизни из-за финансовых проблем.

В 1826 году он издает сборник своих работ «Лебединая песня» - как бы итог его жизненного пути. Его система детского образования общепризнана  и действует до сих пор.


Альбрехт Самуэль Анкер (1 апреля 1831 - 16 июля 1910) - швейцарский художник и иллюстратор, которого называли "Народный художник" за популярные изображения швейцарский деревенской жизни XIX века.




Альбрехт Самуэль Анкер, Автопортрет,1891, 16х13 см, частное собрание  

Родился в городке Инс (недалеко от Берна, Швейцария) в семье ветеринара.  Учился в гимназии Киршенфельда в Берне, окончил ее с правом поступления в университет.  Изучал  теологию в Берне, затем в  университете Галле в Германии.

Большие художественные коллекции Германии настолько впечатлили его, что он решил начать карьеру художника и 1854 году получил на это согласие отца. Анкер переехал в Париж, где учился в Национальной высшей школе изящных искусств в 1855-60. По возвращении домой в Инс он организовал себе студию на чердаке родительского дома и с тех пор постоянно участвовал в выставках в Швейцарии и в Париже. 


Помимо его регулярных зимних посещений Парижа, Анкер часто путешествовал по Италии и другим европейским странам.


Начинал Анкер с исторических и библейских сюжетов, но позднее он погрузился в жизнь сограждан – преимущественно крестьян и их детей.


Альбрехт Анкер в XIX веке был самым популярным художником Швейцарии не только потому что его картины были доступны по цене, но и в результате его подхода к искусству: «Надо сформировать идеал в воображении, а затем сделать его доступным людям».


Пожалуй, ни один художник не рисовал столько полотен, посвященных детям разного возраста и разного социального положения. Преимущественно это портреты в разной одежде, в разных занятиях и обстановке – и на улице, и дома, и в школе.




Альбрехт Анкер, Маленький мальчик с большой морковкой, 1904, частное собрание


Альбрехт Анкер, Барабанщик,1904.Kunstmuseum, Базель, Швейцария


Альбрехт Анкер, Ясли, 1890, 80х142 см,Oskar Reinhart Collection, Winterhur, Швейцария

Детские дошкольные учреждения начали появляться в конце XVIII века, их целью было помочь работающим родителям, которые вынуждены были оставлять детей дома одних, без ухода и надзора.

Альбрехт Анкер «Ясли». На этой картине, скорее всего, есть и дети художника, и это дало ему возможность увидеть все, как есть. Дети постарше управляются самостоятельно, тех, кто помладше – приходится кормить. Кто-то не выдержал, устал и заснул, кто-то мешал всем и его посадили у дверей есть в-одиночку.




Альбрехт Анкер, Спящая девочка, 1909, 34х24 см, частное собрание


Альбрехт Анкер, Деревенские сироты,1876, 111x175 см, Musee d'art et d'historie, Neushatel, Швейцария

Альбрехт Анкер «Деревенские сироты». Написанная в 1876 году картина «Деревенские сироты» изображает сценку, в которой горожане забирают детей, привезенных в город из деревни. Забирают на воскресенье (видимо). Справа под аркой стоит чиновник в треугольной шляпе и регистрирует выдачу детей. Наверное, вечером воскресенья все дети должны быть возвращены на это же место, откуда они поедут в свой детский дом  в деревню.

Альбрехт Анкер «Суп для бедных». В 1893 году Альбрехт Анкер пишет полотно «Суп для бедных». Небольшая комната с плитой, возле которой за длинным столом расположились дети, видимо, беспризорники. Трудно сказать, эта картина точно соотносится с датой ее написания, или такая сцена в 1893 году уже была невозможна (то есть, всех малолетних беспризорников, если они обнаруживались, помещали в детские дома).




Альбрехт Анкер, Суп для бедных,1893, Kunstmuseum, Берн, Швейцария

Судя по его творчеству, художник был одержим любовью к детям (своих у него было шестеро, двое умерли младенцами). Неисчислимое количество картин и портретов детей, в которых чувствуется не просто любовь к детям, а сострадание к сиротам.

Альбрехт Анкер «Песталоцци с сиротой». Надо полагать, что именно это и ощущение ответственности за будущее заставили художника познакомиться с трудами Песталоцци. Их духовная связь воплотилась в картине  «Песталоцци с сиротой»: Иоганн Генрих входит в свой детский дом с ребенком на руках. В дверях – его малолетние воспитанники.




Альбрехт Анкер, Песталоцци с сиротой, 1870, 95х73 см, Kunsthaus, Цюрих, Швейцария

Двух талантливых людей объединила любовь к детям...

Комментариев нет:

Отправить комментарий