четверг, 21 января 2016 г.

Габриэль Метсю, «Девушка за туалетом». Почему она безрадостная?


Во времена «золотого века голландской живописи»  появилось заметное количество картин, изображающих разгульных солдат в тавернах, в караулках. Эти картины получили название «казарменных». В то же время было написано множество полотен, связанных с блохами и вшами. И у них нет такого группового названия. А тем не менее, они это вполне заслужили. Без сомнения, их можно называть «вшивые». Они есть у многих художников. С одной стороны, художникам эти маленькие коварные бестии тоже досаждали, с другой – полная свобода в изображении женщин: хоть одетых, хоть раздетых, хоть полураздетых, поодиночке или с помощником в ловле кусачих гадов.

Среди таких произведений – работа Габриэля Метсю «Девушка за туалетом».


Габриэль Метсю, Женщина за туалетом, 1654, 65х58 см, Norton Simon Museum, Pasadena, США

Небольшая тесноватая и бедновато обставленная комната. У настежь раскрытого окна – столик. На столике – поднос с какой-то бумагой, сложенной гармошкой, нечто вроде пялец. Слева у обреза картины – прислоненное к стене зеркало, перед ним – страусиное перо. Зеркало разбито, из него вылетел осколок. За столом сидит молодая женщина с красными глазами. За ее креслом – старушка вычесывает волосы частым черепаховым гребнем. На плечах молодухи – пелеринка.


Габриэль Метсю, Женщина за туалетом, 1658, Norton Simon Museum, Фрагмент «Зеркало»

Передний план украшает виолончель (между прочим – пятиструнная, в отличие от современных четырехструнных). Виолончель опирается на сундук, на котором лежит нотная тетрадь. Виолончель - самая дорогая вещь в комнате. Есть еще один примечательный предмет – шкатулка, стоящая на пяльцах: красное дерево, металлические набойки на углах, ручка с привязанным к ней ключиком. Судя по всему, в ней нет украшений (потому что их нет на девушке), скорее всего, это подарок возлюбленного, и там лежат любовные записки.

На заднем плане справа – альков, кровать.

Комната, в которой это присходит, видимо, расположена в очень богатом доме, если не сказать – в замке, на первом этаже. О том, что этот этаж первый, говорит открытая ставня из грубо обработанных досок. И петли у нее довольно солидные, и решетка на окне – защита от грабежей.

Девушка, судя по всему, - музыкантша, виолончелистка, играет в ансамбле или оркестре владельца замка. Казалось бы, не так уж это и плохо. Но что-то у девушки не так: красные заплаканные глаза, устремленные в разбитое зеркало. Как будто в нем она что-то хочет рассмотреть. И у старушки сострадальческое выражение лица (наверное, она приходится девушке матерью, есть портретное сходство). На их головы свалились какие-то неприятности.


Габриэль Метсю, Женщина за туалетом, 1658, Norton Simon Museum, фрагмент «Пелеринка и гребень»

Одну из неприятностей можно уверенно назвать: вши. Именно ими занята сейчас старушка. На столе – бутылочка с каким-то снадобьем (притирание от паразитов?). Но вряд ли это самое большое несчастье. Разбитое зеркало – символ разрушенных надежд. Возможно, что девушку увольняют, это ее последний день в замке. Возможно, что в результате любовных приключений она забеременела  (есть какой-то смутный намек в изображении живота).

На улице – разгар лета, прекрасная солнечная погода. Но нашу красавицу это не радует. Ей надо итти на репетицию, готовиться к выступлению, а настроение – хоть святых выноси. И причина, скорее всего, - в смятой бумаге, лежащей перед ней на блюде.

Старушка расчесывает волосы, вошки падают на пелеринку, девушка плачет... что-то будет завтра?




Комментариев нет:

Отправить комментарий