четверг, 21 января 2016 г.
Габриэль Метсю, «Девушка за туалетом». Почему она безрадостная?
Во времена
«золотого века голландской живописи»
появилось заметное количество картин, изображающих разгульных солдат в
тавернах, в караулках. Эти картины получили название «казарменных». В то же
время было написано множество полотен, связанных с блохами и вшами. И у них нет
такого группового названия. А тем не менее, они это вполне заслужили. Без
сомнения, их можно называть «вшивые». Они есть у многих художников. С одной
стороны, художникам эти маленькие коварные бестии тоже досаждали, с другой –
полная свобода в изображении женщин: хоть одетых, хоть раздетых, хоть
полураздетых, поодиночке или с помощником в ловле кусачих гадов.
Среди таких
произведений – работа Габриэля Метсю «Девушка за туалетом».
Габриэль Метсю,
Женщина за туалетом, 1654, 65х58 см, Norton Simon Museum, Pasadena, США
Небольшая
тесноватая и бедновато обставленная комната. У настежь раскрытого окна –
столик. На столике – поднос с какой-то бумагой, сложенной гармошкой, нечто
вроде пялец. Слева у обреза картины – прислоненное к стене зеркало, перед ним –
страусиное перо. Зеркало разбито, из него вылетел осколок. За столом сидит
молодая женщина с красными глазами. За ее креслом – старушка вычесывает волосы
частым черепаховым гребнем. На плечах молодухи – пелеринка.
Габриэль Метсю,
Женщина за туалетом, 1658, Norton Simon Museum, Фрагмент «Зеркало»
Передний план
украшает виолончель (между прочим – пятиструнная, в отличие от современных
четырехструнных). Виолончель опирается на сундук, на котором лежит нотная
тетрадь. Виолончель - самая дорогая вещь в комнате. Есть еще один примечательный
предмет – шкатулка, стоящая на пяльцах: красное дерево, металлические набойки
на углах, ручка с привязанным к ней ключиком. Судя по всему, в ней нет
украшений (потому что их нет на девушке), скорее всего, это подарок
возлюбленного, и там лежат любовные записки.
На заднем плане
справа – альков, кровать.
Комната, в
которой это присходит, видимо, расположена в очень богатом доме, если не
сказать – в замке, на первом этаже. О том, что этот этаж первый, говорит
открытая ставня из грубо обработанных досок. И петли у нее довольно солидные, и
решетка на окне – защита от грабежей.
Девушка, судя
по всему, - музыкантша, виолончелистка, играет в ансамбле или оркестре
владельца замка. Казалось бы, не так уж это и плохо. Но что-то у девушки не
так: красные заплаканные глаза, устремленные в разбитое зеркало. Как будто в
нем она что-то хочет рассмотреть. И у старушки сострадальческое выражение лица
(наверное, она приходится девушке матерью, есть портретное сходство). На их
головы свалились какие-то неприятности.
Габриэль Метсю,
Женщина за туалетом, 1658, Norton Simon Museum, фрагмент «Пелеринка и гребень»
Одну из неприятностей
можно уверенно назвать: вши. Именно ими занята сейчас старушка. На столе –
бутылочка с каким-то снадобьем (притирание от паразитов?). Но вряд ли это самое
большое несчастье. Разбитое зеркало – символ разрушенных надежд. Возможно, что
девушку увольняют, это ее последний день в замке. Возможно, что в результате
любовных приключений она забеременела
(есть какой-то смутный намек в изображении живота).
На улице –
разгар лета, прекрасная солнечная погода. Но нашу красавицу это не радует. Ей
надо итти на репетицию, готовиться к выступлению, а настроение – хоть святых
выноси. И причина, скорее всего, - в смятой бумаге, лежащей перед ней на блюде.
Старушка расчесывает
волосы, вошки падают на пелеринку, девушка плачет... что-то будет завтра?
Related Posts
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий